Найти в Дзене
Игорь Орлов

Как Путин влияет на российское православие.

Оглавление
Патриарх Кирилл и Владимир Путин
Патриарх Кирилл и Владимир Путин

При входе во власть в начале нулевых годов, Владимир Путин стал демонстрировать себя «православным политиком». Его часто показывали по ТВ молящемся в храме (интересно, молящегося как мытарь или как фарисей? В неделю о мытаре и фарисее, как сейчас, это не праздный вопрос), посещающим святые места и т.д. В информационном пространстве стало доминантным мнение, что Путин – «православный христианин».

Я склонен не доверять такому мнению, о чем писал в статьях и здесь, и на моем ТГ канале. Но сейчас не об этом.

Был бы Путин просто неизвестным и не влиятельным ни на что гражданином России Путиным – никого не волновало бы его вероисповедание и поведение. Но как к правителю страны, который уже 5 раз претендует на это звание и место, вопросы есть.

Вопрос простой – вопрос заглавия этой статьи.

Давайте посмотрим.

5 влияний Путина на русское православие:

1. Путин развивает содружество церкви и государства.

Российскую церковь стоит именовать «православной» не только по догматическим богословским и конфессиональным основаниям, но и по политическим. «Православная» в политическом ракурсе, означает славящее «правые политические силы» - государство. То, что политика Путина «крайне правая» сомневаться не стоит. В результате такого содружества в российском государстве теперь есть два больших полицейских: одно – государство, злой полицейский, другое – церковь, добрый полицейский. Одно давит, другое – утешает. Но, видимо, такая связка выгодна, раз она есть и поддерживается Путиным.

2. Путин использует идеологию церкви для нужд своего правления.

В православном храме
В православном храме

Раньше была идеология «марксизма – ленинизма». Теперь ее нет. Нужна другая, в поддержку власти. Путин «подтянул» православную идеологию: смирения, как покорности, желания страданий и плохой жизни, оправдание власти как «от Бога», покаяния, как формирования чувства вины, терпения к плохому и отсутствие желания и поиска хорошего, и т.д.

Правда, такая идеология не проходит в обществе.

Социологические опросы ВЦИОМ, ФОМ и ИПСИ проведенные в 2021-2023 годах (у меня была аналитика по ним на моем ТГ канале) показывают, что уровень доверия РПЦ в российском обществе снизился почти в 2 раза за десятилетие: с 56% до 27%.

3. Путин поддерживает построение церквей и монастырей в стране.

Строятся храмы в крупных городах. Что это: индульгенция Богу от власти? Или это: архитектурные новации?

Россич как "православный Иран". А нужно ли быть "православным Ираном"?
Россич как "православный Иран". А нужно ли быть "православным Ираном"?

Не буду рассуждать в терминах: лучше бы строили на эти бюджеты больницы и школы или повышали зарплаты и пенсии. Другое скажу.

В христианстве, и в любом другом духовном движении, важно «познание Бога в духе и истине», а не в ритуалах, архитектурных строениях или еще чем-то вторичном по отношению к главному – духу и истине (направления жизненной энергии и ума).

У кого дух чист, светел, кто молится и постится с миром Божьим в сердце, кто соблюдает заповеди Божьи в своей жизни, как святое – тот и любит Бога (и Бог его), являясь духовным человеком и праведником. Все остальное – обертки, не более. От числа архитектурных церковных строений в стране, духовность в ее обществе не растет.

4. Путин использует поддержку церкви для своих политических инициатив.

Чтобы не делало государство российское не христианского, церковь найдет этому нужное богословское основание. Так как люди (если они не в святой теме) не знают Христа, не читают Библии, не соблюдают правил духовной жизни, им можно сказать что угодно, сославшись на «авторитет святых» или Писания. И это пройдет.

И это пройдет?

Не совсем так. Люди России, неравнодушные и открытие, умнеют и взрослеют духовно. Как показали социологические опросы, на которых я сослался выше – за последние 10 лет уровень практических христиан (то есть тех, кто живет духовной жизнью: молится, постится, соблюдает заповеди, творит милосердие и любовь, читает святых и Писание, работает над духовно-нравственным своим совершенством) вырос с 7% до 15%. Это косвенный, отрицательный фактор влияния Путина. Почему отрицательный?

Люди, сталкиваясь с объяснением церковью кажущихся им «анти-христианских» инициатив государства, имели сомнения, что так говорит Христос и Евангелие. Чтобы их не обманывали государство в связке с церковью, они стали изучать Евангелие и вести духовную жизнь. Увлеклись этим, увлекшись духовной жизнью, они стали практическими христианами. Теперь их не обманешь: они знают Христа и Христово, их интерпретациями церкви в выгодном государству свете – не обманешь.

5. Ожидал или не ожидал Путин моральности российского общества от внедрения православия в общественное сознание – не знаю.

Думаю, что на это он не делал ставки, проводя в своем правлении специальную церковную операцию в российском обществе, а на то, что написано выше.

Если общество не становится более моральным в душах и поведениях большинства своих людей (а это показывают реакции людей общества на социально значимые события), а становится ритуальным, доверчивым, лояльным до пан - конформизма, то у меня сомнение, что это положительное влияние православия, как святого учения, на людей.

Православие святое помогает людям быть более моральными, более культурными, пробуждая в них высшие мотивы личности – самореализацию, любовь к Богу, понимание жизни в свете Бога, жизненную созидательную плодотворность, более жизненно крепкими, более благодатными, а не толерантными к любой власти и любым ее инициативам (даже нарушающим Христово и духовное). Если общество в большинстве своем не становится более моральным, при обилии построенных церквей и церковной идеологии, то влияние церкви не велико.

Что думаете?

Пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Добра всем!