Сергею Щеглеватых – 60 лет. Из них он уже 34 года находится за рулем. За все время вождения мужчина ни разу не попадал в аварию. И это притом, что он вот уже пять лет работает таксистом. Сергей начинал осваивать профессию в Воронеже, а сейчас выбирается на два-три месяца в Москву и уже там помогает пассажирам добраться до нужной им точки.
Но эта история – нечто большее, чем просто рассказ о примерном водителе. Будучи ребенком, Сергей заболел и полностью потерял слух. Однако особенности здоровья не остановили его, и сегодня мужчина идет к своей цели – он мечтает восстановить родной дом в Воронеже.
Редакции «Обозреватель.Врн» Сергей Щеглеватых рассказал, как пассажиры реагируют на глухого таксиста, как удается построить с ними диалог и за счет чего получается не сталкиваться с лихачами на дороге.
Уточнение: интервью удалось провести через сурдопереводчика при поддержке сервиса «Яндекс Go».
– Сергей, почему вы выбрали для себя профессию таксиста?
– Ничем другим я никогда не занимался. Работа в такси – основная для меня. Узнал о такой возможности от знакомых глухих ребят, они рекомендовали. Попытался устроиться в таксопарк. И все получилось.
– Как вы ориентируетесь в дороге?
– Еще в 1989 году я получил водительское удостоверение, потом купил первую машину. Было, конечно, тяжело учиться. В первый месяц самостоятельного вождения сильно волновался, но со временем привык, сейчас уверенно вожу автомобиль. Ориентируюсь с помощью зеркал, смотрю, конечно, на фары других машин, если, например, мигают, то понимаю, что нужно перестроиться.
– А в роли таксиста чувствуете себя столь же уверенно?
– Вначале было тяжело, я допускал ошибки – путался с адресами. Отвозил людей не совсем к нужной точке, так как не знал настолько хорошо город. В такие моменты пассажиры пытались объяснить что-то словами, но я же их не слышал. Возникало недопонимание. Я показывал, что могу общаться только жестами. Иногда в ответ злились – некоторые сильно хлопали дверьми.
С другими мы пытались обмениваться записками на бумаге, но это не всегда удобно. Потом в приложении «Яндекс Go» появилась отметка, что водитель глухой, а также открылась возможность переписываться в чате – это значительно облегчило работу. Мы стали нормально друг друга понимать.
Допустим, молодые люди иногда просят включить музыку – и я им отвечаю, что они сами могут включить ту, что нравится им.
– Наверняка вам встречались не только хлопающие дверьми пассажиры, но и такие, которые приятно удивляли?
– Конечно! Приятно, когда пассажиры довольны поездкой, многие пишут комментарии со словами благодарности. Но что особенно радует, бывает, люди садятся в такси, понимают, что их везет глухой водитель и учат жесты в дороге, а когда приходит время выходить, они на жестовом языке показывают «Спасибо».
В целом же в Воронеже такси пользуются в основном молодые люди. Чаще женщины и девушки. Мужчины реже.
– Сергей, в каком графике вы работаете?
– Я выезжаю практически каждый день в 06.00 и развожу пассажиров до 11.00. Потом отдыхаю и возвращаюсь к работе с 17.00 до 23.00.
– Вы за рулем уже более тридцати лет. Многое ли изменилось за это время на дорогах Воронежа?
– Машин, конечно, сейчас стало гораздо больше, постоянно возникают автомобильные заторы. Раньше было свободнее. Еще есть ощущение, что чаще стали ремонтировать дороги, прокладывать новые.
Также отмечу – в Воронеже хватает лихачей, к сожалению, нередко встречаются водители, которые начинают играть в «шашки», обгоняют других и подрезают.
– При этом вам удается продлять и продлять безаварийный стаж вождения?
– Да, столкновений у меня не было. Езжу спокойно, соблюдаю правила. К тому же я работаю на арендованной машине, это мотивирует водить еще аккуратнее. Своего автомобиля у меня сейчас нет.
В Воронеже в целом легче водить, чем в Москве. В столице, особенно в первую неделю работы, было сложно, так как там другие дороги, много развязок. Но вскоре привык ко всему. Теперь разницы практически не чувствую.
– Сергей, а как вы отправились на заработки в Москву?
– Я переехал один в Москву, нашел автопарк такси, устроился на работу. Особых сложностей не было. В столицу перебрался для большего заработка. Деньги мне нужны, чтобы восстановить мой старый дом. Основная цель сегодня – его ремонт.
– Другие таксисты с нарушениями слуха делятся опытом? Быть может, у вас есть какое-то сообщество?
– Нет, ничего такого, но знаю, что в качестве таксистов работает довольно много людей с нарушением слуха. Некоторые общаются между собой. Но я все больше работаю, на общение порой не хватает времени.
– Но у вас же наверняка накопилось немало историй из поездок?
– Да, были интересные случаи: мне, например, иногда предлагают длительные поездки. Однажды я вез пассажиров из Воронеже в Москву. Похожий заказ был с финальной точкой в Саратове. Все прошло успешно.
Еще раз я вез женщину после операции, она жаловалась, что у нее слабое сердце, поэтому просила ехать как можно медленнее. Но в итоге поездка прошла хорошо.
– А встречались ли вам слабослышащие или глухие пассажиры?
– Бывало и такое. Но это в целом обычные поездки. Мы не общаемся в дороге, однако по завершении пути можем что-то обсудить.
– Что бы вы могли посоветовать другим водителям, чтобы они так же, как и вы ездили без аварий?
– Все просто – я соблюдаю правила, внимательно смотрю на знаки. Этого достаточно. Главное, на мой взгляд, не нарушать установленный порядок.
- Справка «Обозреватель.Врн»:
В России с сервисом «Яндекс Go» сотрудничает более 1800 водителей с нарушениями слуха, в Воронеже – более ста. Условия одинаковы для всех водителей, различаются лишь в зависимости от тарифа.
Виктор Левшаков