Понимание, что вино не бывает одинаковым, возникло почти одновременно с его появлением. Состоятельный древний грек не покупал абы какого вина, а пользовался такими инструментами, как “сарафанное радио” и личная дегустация. Подтверждением тому история о епископе Джованни Дефука, большом любителе вина. Паж епископа посещал таверны и винные погреба, повсюду пробуя вина. На дверях понравившихся заведений слуга писал мелом Est! (лат. Vinum est bonum - вино хорошее), особо отличившиеся места отмечал двойным Est! и только вина из Монтефьясконе удостоились тройного Est!Est!Est! Этот случай сделал Монтефьясконе великолепную рекламу. Вот такой получился локальный средневековый рейтинг.
Другой ориентир – классификации. Так, классификация винодельческих хозяйств шато, принятая в Бордо в 1855 году, и сегодня является ориентиром и высокой планкой. Тем не менее, концепция гран крю тоже вызывает вопросы. Статусы виноделен не пересматривается десятилетиями, при этом остается ли качество вина высоким при кусачей цене?
В 20 веке винная культура становится более демократичной. Начинающие любители вина не готовы углубиться в хитросплетения французских крю, кло и льё-ди, не хотят зависеть от пафосных сомелье. Публике нужны более понятные инструменты. Наступает время легендарного рейтинга Роберта Паркера и его журнала The Wine Advocate. Идея проста: после дегустации вино получает балл и краткую описательную заметку.
Интересно, что Роберт Паркер не винодел, не сомелье, он - юрист. Это плюс, ведь ему не нужно работать на производителей или продавцов, представляя их интересы. Новый рейтинг беспристрастен, доступен, ориентирован на потребителя. Настоящий прорыв!
Кто помогает нам сейчас?
Отраслевые конкурсы и выставки интересны, скорее, профессионалам рынка. Их результаты редко широко известны. Однако, иногда результаты таких мероприятий порой остаются в истории. Вспомним хотя бы блестящий успех крымского игристого вина на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Главные современные международные конкурсы: International Wine Challenge, The International Wine & Spirit Competition, The Concours Mondial. В России выделяются Кубок Союза Виноградарей и Виноделов и Южная Россия.
Винные и гастрономические гиды, изначально ориентированные для туристов, превращаются в авторитетные издания. Ярчайший пример - ресторанный гид Michelin. Знаменитый “красный путеводитель” сосредоточен не только на оценке кухни, но и сильных винных карт. Национальный итальянский гид Gambero Rosso выпускает ежегодный справочник итальянских вин, проводит тематические салоны по всему миру.
Авторские винные рейтинги создаются как отдельными критиками, так и целыми медиа. К первым относятся уже упомянутый Роберт Паркер, Хью Джонсон, Дженсис Робинсон, Джеймс Саклинг, Лука Марони и другие. Вторые представлены известными журналами Wine Spectator, Decanter, Wine Enthusiast.
Винные блогеры помогают разобраться в вине, дают живые советы, остаются на связи. С развитием соцсетей инфлюенсеры и лидеры мнений захватывают все больше внимания аудитории. Блогеры очень редко составляют рейтинги и ограничиваются рекомендациями.
Винные веб-приложения позволяют каждому пользователю поставить свой одобрительный est! Оценки популярного Vivino показывают предпочтения широкого круга любителей и релевантны для вин эконом- и медиум- сегментов.
Критерии оценки разрабатывается для каждого рейтинга. Они должны быть универсальными, понятными и, по возможности, объективными. На данный момент распространены 100, 20, 5 и 3 балльные шкалы. Большинство дегустаций проходят “вслепую”, для гарантии справедливой оценки вин.
А как это работает у нас?
Российская винная критика очень молода, если не сказать - юна. В СССР оценки не требовались, но в последние десятилетия отечественное виноделие развивается стремительно и требует ориентиров качества. Рассмотрим основные проекты, призванные помочь любителю вина с выбором.
Одно из первых профильных изданий, газета “Винная карта”, с 2004 года организует конкурс Винная карта Open. Цель конкурса не только в помощи покупателям, но и в продвижении лучших образцов отечественного виноделия. Вина оцениваются по 100-балльной шкале, а результаты публикуются в формате “золотые / серебряные / бронзовые медали”.
Самую масштабную, системную работу по анализу российского виноделия проводит признанный эксперт Артур Саркисян. Его ежегодный авторский гид “Российские вина” выходит с 2012 года, и сейчас количество страниц книги выросло до 600! Салон, приуроченный к выпуску гида, является одним из знаковых событий российского винного мира. Саркисян лично посещает винодельни и дегустирует вина. Шкала оценки вин - стобалльная, проходной балл гида - 87.
Вина Chateau Cotes de Saint Daniel ежегодно попадают на страницы справочника Артура Саркисяна, чем мы очень гордимся. В 2023 вино Джаннет 2018 получило Grand Prix, Форте 2017 – золото, Ай-Даниль 2017 – 89 баллов? Бомонд 2019 – 88 баллов, Трамонто 2019 – 88 баллов, Токката 2022 – 87 баллов, Каприз 2022 – 87 баллов.
Правительственная инициатива по продвижению российского виноделия - ежегодный проект Винный гид России - реализована Роскачеством совместно с Минпромторгом и Минсельхозом. Особенность этого винного рейтинга в актуальности для широкого круга покупателей. Исследуются вина стоимостью до 1000 рублей, выпускаемые большим тиражом, а значит доступные в супермаркетах. Аккредитованные закупщики приобретают вино на полках магазинов так же, как это делают обычные покупатели. Шкала оценки стобалльная, а публикуется привычный российскому глазу пятибалльный формат.
Рейтинг российских вин Top100wine учитывает розничную цену, представленность на рынке и репутацию производителя. Вина для дегустаций проходят три стадии отбора: выбор производителей, выбор независимых экспертов и потребителей. За любимое вино можно проголосовать на сайте рейтинга. Шкала оценки - стобалльная.
Список можно продолжить новым, с пылу с жару, проектом Топ-100 российский вин по версии журнала Simple Wine News. Исследовательская компания Ratingtelling регулярно выдает рейтинги по узким темам, например “Лучшие российские петнаты”. Не остается в стороне крупнейшая продовольственная выставка Продэкспо с винным салоном и собственным гидом.
Рейтинги без страха и упрека?
Рейтинги не только здорово помогают потребителям с выбором, но и позволяют виноделам взглянуть на свой продукт со стороны, понять его конкурентоспособность и актуальность. Это безусловные плюсы.
Есть и обратная сторона медали. Хотя винные критики не продают вино напрямую, их оценки влияют на цены и объемы продаж. Это большая ответственность перед покупателем, стимул сохранять беспристрастность и независимость. Любая заинтересованность должна быть исключена. Только так оценкам рейтинга будут доверять.