Недавно вековой юбилей отметил первый советский пассажирский самолёт АК-1 «Латышский стрелок», разработанный в первой половине 1920-х годов. Он появился в связи с острой необходимостью развития собственного самолётостроения в государстве.
Весной 1923 года были произведены все расчёты, созданы чертежи и началось строительство, а уже через год с Центрального аэродрома на Ходынке Ак-1 совершил свой первый полёт. Испытания прошли успешно, и экземпляр ввели в эксплуатацию.
Самолёт показал хорошую устойчивость и управляемость, но уступал иностранным машинам в пассажировместимости и скороподъëмности. Высоту 1000 метров он набирал за 16 минут.
Вскоре АК-1 приступил к полётам на регулярной линии Москва – Нижний Новгород, а затем совершил несколько рейсов по маршруту Москва – Казань. Всего за время эксплуатации воздушное судно перевезло 172 пассажира и налетало 11000 км.
«Латышский стрелок» принял участие в сверхдальнем перелёте Москва — Пекин и там выполнил несколько демонстрационных полётов.
В серийное производство АК-1 не запустили, так как первый советский пассажирский самолёт изначально позиционировался как экспериментальный.
Фото (с) Телеграмм канал «Дом авиации и космонавтики»