Найти тему

Лекарства «от кашля» для детей – нужно ли их применять и какие выбирать?

Внимание, из-за частых вопросов я решила разместить данный материал, но!!!! Привожу его исключительно в ознакомительных целях, чтоб вы знали для чего и зачем вам ВРАЧ назначает то или иное средство, самостоятельно их назначать нельзя – навредить можно больше, чем помочь!!!

Дети часто болеют, у них возникают простуды с насморком и кашлем. Очень частыми вопросами на приеме у врача-педиатра являются – «доктор, как и чем лечить кашель. Однако, кашель – это на самом деле сигнал организма о том, что есть какое-то раздражение в дыхательных путях, и не всегда он требует приема лекарств и лечебных мероприятий. В большинстве же своем родители не разобравшись ни в причинах, ни в типе кашля, спешат в аптеку и покупают лекарство по совету фармацевта, иногда даже не учитывая возраст малыша.

На практике, как это ни парадоксально будет звучать - лекарства от кашля как такового нет, а практически все препараты, продающиеся на полках аптек с подписью «от кашля», на самом деле имеют совершенно иное действие. Они не удаляют сам кашель, они влияют на один из механизмов патологического процесса в дыхательной системе.

Что же такое – кашель?

В обычных условиях очищение дыхательных путей происходит за счет мерцания особых ресничек на всей поверхности слизистых оболочек дыхательных путей. В случае усиления секреции слизи, запыленности и загазованности попадающего в дыхательную систему воздуха или чрезмерной сухости воздуха, в процесс очищения включается и кашель.

Кашель является защитно-приспособительным механизмом, который позволяет поддерживать в проходимом состоянии дыхательные пути и позволяет очищать их от пыли, слизи, слущенных клеток и инородных частиц. Допустимо наличие кашля у детей первых месяцев жизни до 5-10 раз в сутки в виде отдельных покашливаний, особенно после долгого лежания на спине, за счет скопления слюны или слизи из носика.

-2

Однако, частый кашель, в большинстве своем, является симптомом заболевания органов дыхания или некоторых других (нервной системы, сердца или пищеварения). Он возникает из-за патологических раздражающих импульсов на механические (давление инородных тел или слизи) и химические (воздействие пахучих или раздражающих веществ) рецепторы в бронхах или трахее.

Импульсы от этих рецепторов, через блуждающий нерв передаются в кашлевой центр в головном мозге, где информация мгновенно обрабатывается. Там же формируется ответная реакция в виде резкого сокращения мышц гортани, бронхов, грудной клетки, живота и диафрагмы при закрытой голосовой щели с последующим ее резким открытием и толчкообразным форсированным выдохом. Это мы и слышим в результате как кашель.

Какой бывает кашель?

Кашель является очень важным симптомом для диагностики болезней, потому, что существует очень много различных видов и характеристик кашля. Каждый вид кашля характеризует свою, особенную патологию и может в большей части случаев служить опорным признаком для постановки диагноза и назначения препаратов.

Однако, для детей до года, в силу их возрастных и анатомических особенностей, механизм кашля несовершенен. При воспалительных и инфекционных заболеваниях респираторной системы кашель может быть невыраженным или отсутствовать, что способствуют ухудшению состояния. Кроме того, кашель у малышей может приводить к общему недомоганию, отказу от еды и груди, рвоте и срыгиваниям.

Чтобы определить, какое заболевание вызвало кашель и его вид, нужно знать основные характеристики кашля. Одной из главных особенностей кашля является его длительность – как долго ребенок кашляет, обычно это от нескольких дней до нескольких месяцев при затяжном и хроническом характере кашля.

-3

Важна и сила кашля – возможны варианты от легкого покашливания до выраженного, приступообразного кашля до рвоты, кровоизлияний в конъюнктиву глаз и надрыва уздечки языка (как, например, при коклюше).

Обязательно обращается внимание на время возникновения кашля – утренний, вечерний, ночной или постоянный кашель, связь кашля с процессом сна. Важным является и продуктивность кашля, отделяется ли при кашле секрет – мокрота, или нет. Обычно выделяют два вида кашля – сухой (непродуктивный) и влажный (или продуктивный, с отхождением мокроты).

У маленьких детей отхождение мокроты слышно обычно даже на расстоянии – у ребенка как бы булькает в горле и бронхах. Важной характеристикой при продуктивном кашле является характер мокроты, но у малышей первого года жизни его изучить крайне сложно, такие крохи не умеют откашливать и сплевывать мокроту, они ее просто глотают. Влажный кашель может возникнуть у малыша при крике, плаче, в семье курильщиков, когда малыш дышит дымом.

Одна из основных характеристик кашля у детей – это его тембр, при некоторых заболеваниях дыхательных путей кашель имеет ни с чем несравнимый звук – например, при ларингите с крупом кашель лающий или «каркающий». Кроме того, кашель может быть звонким, грудным, мучительным с периодическими прерывающимися паузами звонких вдохов, может быть грубым, с охриплостью голоса. Возможно развитие глубокого, тяжелого, приглушенного, удушающего кашля.

-4

Кроме того, важной характеристикой является сопутствие кашлю других симптомов болезни – насморка, хрипов в легких, жара, тошноты, срыгиваний или отсутствие таковых.

Лечение кашля, когда нужно и не нужно?

Когда у ребенка появляется кашель, любой родитель хочет начать немедленное его лечение, а значит, нужны лекарства, которые помогут кашель убрать. Однако, не всегда нужно убирать кашель, ведь сам кашель – это всего лишь симптом болезни, это сигнал организма о неполадках в дыхательных путях или о болезни.

Поэтому самым правильным путем лечения будет устранение болезни или причины, вызвавшей кашель – вируса, бактерии, инородного тела, аллергии или чего-либо еще. Тогда кашель исчезнет сразу после устранения причины.

Иногда, особенно у детей до года, бывают такие случаи, когда наличие кашля тяжело переносится крохой и ухудшает его состояние. Тогда врач может порекомендовать лекарственные препараты различных групп и принципа действия.

-5

На кашель можно воздействовать в нескольких направлениях – можно воздействовать на кашлевой центр, на слизистую оболочку бронхов и трахеи, где расположены кашлевые рецепторы и на саму мокроту. Самым правильным действием, в большинстве случаев, является перевод сухого кашля во влажный (продуктивный) с дальнейшим стимулированием отхождения и откашливания мокроты. В некоторых случаях требуется уменьшение влияния дыхательного центра – при коклюше, например.

Многие препараты имеют очень ограниченное применение в педиатрической практике, из-за того, что они имеют побочные и нежелательные эффекты при их применении. Поэтому выбор препарата, его лекарственную форму (сироп, капли или таблетки) и длительность применения должен подбирать только врач-педиатр, основываясь на данных осмотра, учитывая вид и длительность кашля, сопутствующие симптомы и совместимость средств между собой.

Препараты, действующие на кашлевой центр.

Истинными противокашлевыми препаратами называют только эту группу средств, которые способны подавлять кашлевой рефлекс. Казалось бы, очень хорошо применять именно эту группу – ребенка мучает кашель, а эти препараты подавляют кашель, отключая кашлевой центр или делая рецепторы менее чувствительными. Однако, это неверное решение проблемы. Лечение данной группой препаратов у детей применяется крайне редко, только под строгим контролем педиатра и только для облегчения кашля, а не полного его подавления.

-6

Мы помним, что кашель – это защитный механизм, и полностью подавлять его при болезнях дыхательных путей нельзя. Это может привести к скоплению мокроты, а вместе с нею и микробов, раздражающих веществ или аллергенов, что может приводить к ухудшению процесса и развитию бронхита или пневмонии, нарушениям вентиляции легочной ткани и другим неприятным последствиям.

Все противокашлевые препараты разделяются на три группы: препараты центрального действия, препараты периферического действия и комбинированные препараты.

Группа препаратов центрального действия имеет точку приложения в кашлевом центре головного мозга, где уменьшает его возбудимость из-за поступления импульсов от дыхательной системы, и снижая, таким образом, интенсивность кашля. Они делятся на две подгруппы – наркотического действия у детей, особенно раннего возраста, не применяются. Они вызывают угнетение дыхательного центра, при больших дозах могут вызывать остановку дыхания и вызывают развитие лекарственной зависимости.

-7

Вторая подгруппа – препараты ненаркотического действия, в отличие от наркотических средств не дают лекарственной зависимости, не вызывают привыкания и очень слабо угнетают дыхательный центр. Данная группа препаратов применяется только при сухом, мучительном, непродуктивном кашле, которые приводят к нарушению сна ребенка, общему истощению при различных воспалительных процессах в дыхательной системе. Кроме того, они показаны при подготовке детей к бронхографии и бронхоскопии.

Противопоказаны эти препараты при чрезмерной секреции слизи при заболеваниях верхних и нижних дыхательных путей – влажном кашле с мокротой, при обструктивном бронхите и астме.