Вполне естественно, что в процессе воспитания приходится ругать ребенка. Вряд ли получится избежать разъяснений, которые, мягко говоря, не будут приводить детей в восторг. Но если придерживаться определенных правил, получится избежать конфликтных ситуаций и ссор, часто заканчивающихся слезами.
Постарайтесь отказаться от слова "нет" во всех его проявлениях.
Имеется в виду, что нельзя просто запретить что-то ребенку, сделав вид, что родительское мнение это закон, который нельзя нарушать.
Ребенок должен понимать, почему именно ему нельзя делать определенные вещи, чем это грозит. И тут не обязательно поведение малыша приводит к катастрофе или трагедии, возможно, что-то отражается на настроении родителей, неприятно, обижает их. Все это лучше объяснить, рассказав о последствиях.
А лучше отказаться от повторения запретов, а делать акцент на том, что можно делать.
Не перечислять, как нельзя поступать, а поговорить о том, как можно. То есть слово "нет" трансформируется в "да", что помогает избежать протеста, неминуемо возникающего на практически любой запрет.
Всегда нужно понимать, что послужило причиной нежелательного (для родителей, конечно) поведения ребенка.
Нельзя просто так взять и отругать за результат. Нужно выяснить, какие действия, мысли привели к нему. И это надо спрашивать именно у ребенка, а не делать выводы, опираясь на собственный опыт или мнение окружающих.
Все по-разному воспринимают границы нормальности. Возможно, ребенок совершил что-то, не понимая, что это может навредить, испортить. Он-то не может похвастаться огромным багажом знаний и жизненным опытом, которым хочется делиться.
Нужно просто объяснить, что так поступать не стоит, все аргументировав, опять же, упомянув о последствиях.
Не надо ругать самого ребенка.
Центр внимания - поведение, а не личность.
Не стоит обвешивать ребенка ярлыками, заявляя, что он безответственный, бестолковый, ленивый и прочее. Не надо давать характеристику ребенку, который и так понимает, что что-то пошло не по плану.
Он уже осознает, что его ждет, как минимум, серьезный разговор. А то еще повышенный тон, наказание, а дальше даже страшно представить. А тут еще мама заявляет, что он какой-то не такой, он плохой.
И тут уже переполняют негативные эмоции, страх сменяется обидой, а то и гневом. И хочется только убежать, спрятаться, а может и обидеть в ответ. А поведение анализировать совсем не хочется. А ведь именно с него и нужно начинать. Стоит говорить о поступках, словах, а не заниматься унижением человека.
И всегда надо помнить, что ругая ребенка мы, в первую очередь, заботимся о нем.
Мы пытаемся научить его вести себя так, чтобы избежать неприятных последствий. Мы не хотим обидеть, задеть и унизить, а желаем обезопасить его в будущем. Поэтому лучше не приступать к воспитательным речам на эмоциях, перекрикивая себя и плачущего малыша.