Найти тему
Владимир Тофсла

Постоянный член оркестра.

От сакбута к тромбону; через кулису - к глиссандо.

(Комментологическо-популярное околоакадемическое погружение для любителей возвратно-поступательного звукоряда.)

Пестня "Тенор-бас-тромбон", гламурная.

Тромбон (итал. trombone — "большая труба") — медный духовой музыкальный инструмент, отличительной особенностью которого является наличие передвижной кулисы, вместо обычно используемых вентилей.

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых была возможность дёргать трубку инструмента.

Такие трубы использовались для удвоения голосов церковного хора, учитывая сходство тембра трубы с человеческим голосом. Нужно только было достичь сходства интонации, для чего и сделали кулису, дающую хроматизм и вибрато. Лёгкая хромота всегда отличала виртуозов-тромбонистов, но компенсировалась получением изрядных вибраций при использовании инструмента.

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Сакбут (гравюра)
Сакбут (гравюра)

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами. Несмотря на попытки некоторых филологов-музыкознаев вывести название от английских suck и boot, более академичным принято считать французские saquer - "тянуть к себе" и bouter - "толкать от себя", то есть своеобразный духовой тянитолкай.

 Как и всё средневековое, они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по росту певческих голосов, которые пытались увеличить и тембристости которых подражали: сопраные, альтанутые, тенористые, голосистые и басистые. 

Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами бродячих и не очень оркестров. 

Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone, хотя, если честно, итальянские трубы никогда не были большими - так, отголоски действительно монструозных рогов. Альпийских.

Но экспрессивные итальянцы действительно сумели создать миф о величине своих труб.

К середине XVIII века основной сферой использования тромбонов была церковная музыка: чаще всего этим инструментам поручалось дублирование певцов. Постоянным членом большого оркестра тромбон становится только на рубеже XVIII―XIX веков. Как правило, в состав оркестра входили три тромбона: альтанутый, тенористый, голосистый и басистый (так как на сопрановом тромбоне с его маленькой кулисой трудно было исполнять чисто). Тогда же тромбон резко сменил амплуа. Из игры в высоких регистрах, где его торжественный тембр сливался с блестящим тембром церковных певцов он перешёл в мрачный низкий регистр, оставив верхнюю тесситуру трубам и валторнам. Сумрачный тембр тромбона ассоциировался со сверхъестественными силами, потусторонним миром, и использовался в характерных сценах оперных спектаклей.

Принцип звукоизвлечения

Как и на других духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменения длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью передвижения кулисы.

При использовании кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы) ( Прим. — с квартвентилем или квинтвентилем их шесть), каждая из которых понижает строй высоко поднятого инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой — выдвинута на максимально возможное расстояние. Основной тон - звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. Основной тон, который называется педальным звуком, можно получить на всех семи позициях и даже без велосипеда, это зависит от мастерства исполнителя, также, как и его громкость. Наиболее легко педальные звуки извлекаются на первых трёх-четырёх позициях с предварительным заклинанием: "Звук ты педальный!" и лёгким нажатием левой ногой на пол.

Использование квартвентиля

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, жилы или рычага, нажимаемым большим пальцем левой руки. Тромбон с квартвентилем, широкой мензурой и большим раструбом, по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон, о чём было сложено немало легенд и песен.

Глиссандо

Глиссандо — приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом исполнитель не прерывается. Используется для особых духовых эффектов. Используется этот эффект в произведении Арама Хачатуряна «Танец с саблями» в балете «Гаянэ» и «Болеро» Равеля.

Пестня "Тенор-бас-тромбон", энергичная.