Найти в Дзене

Фаусто Дзонаро - придворный живописец турецкого султана

Фаусто Дзонаро, благодаря находчивости и предприимчивости жены и помощи русского и итальянского послов, получает должность придворного живописца турецкого султана Абдул-Хамида II. Этот одинокий правитель, запутался в политической ситуации, в начале своего правления, в 1874 году, он закрывает парламент, тем самым снова приняв абсолютную власть. На всех территориях империи вспыхивают восстания, правитель получает прозвище "Красный Султан", он покидает нарядный дворец Долмабахче и уединяется в самом скромном и в то время еще не законченном дворце Йылдыз и в течение 33 лет выходит оттуда только раз в год, вместе со всем двором, чтобы отправиться в Стамбул (сердце старого Константинополя), поцеловать одежду Пророка. Абдул-Хамид II всегда был очень доброжелателен к своему художнику, всегда смотрел на него с сочувствием и уважением, судя по порученным ему заказам: портрет любимых сыновей, этюды с натуры в парке дворца, заказы на картины, такие как праздничная серия въезда Мухаммеда II в Конс

Фаусто Дзонаро, благодаря находчивости и предприимчивости жены и помощи русского и итальянского послов, получает должность придворного живописца турецкого султана Абдул-Хамида II.

Этот одинокий правитель, запутался в политической ситуации, в начале своего правления, в 1874 году, он закрывает парламент, тем самым снова приняв абсолютную власть. На всех территориях империи вспыхивают восстания, правитель получает прозвище "Красный Султан", он покидает нарядный дворец Долмабахче и уединяется в самом скромном и в то время еще не законченном дворце Йылдыз и в течение 33 лет выходит оттуда только раз в год, вместе со всем двором, чтобы отправиться в Стамбул (сердце старого Константинополя), поцеловать одежду Пророка.

Абдул-Хамид II всегда был очень доброжелателен к своему художнику, всегда смотрел на него с сочувствием и уважением, судя по порученным ему заказам: портрет любимых сыновей, этюды с натуры в парке дворца, заказы на картины, такие как праздничная серия въезда Мухаммеда II в Константинополь 29 мая 1453 года, оформление покоев для императора Германии Вильгельма и императрицы, которые прибыли с официальным визитом в Константинополь в 1897 году, копия знаменитого портрета Мухаммеда II Джентиле Беллини, денежные подарки, титулы, такие как полковник армии, а затем паша, подарки, такие как трехэтажный дворец в районе Бешикташ (недалеко от Йылдыза).

Фаусто Дзонаро. Принц Абдуррахим эфенди. 1900. Источник:  http://www.faustozonaro.it/ingrandimenti/turchia/ritratti/pag1_foto4.html
Фаусто Дзонаро. Принц Абдуррахим эфенди. 1900. Источник: http://www.faustozonaro.it/ingrandimenti/turchia/ritratti/pag1_foto4.html
Фаусто Дзонаро. Мехмед II вступает в Константинополь. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зонаро,_Фаусто
Фаусто Дзонаро. Мехмед II вступает в Константинополь. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зонаро,_Фаусто

Став хозяином подаренного султаном дворца, Дзонаро организует там постоянную экспозицию своих работ, выделяя только третий этаж под частный дом. Таким образом, в начале двадцатого века Дзонаро находится на вершине своего творческого и жизненного успеха. В 1894 году он был посвящен в рыцари, в 1897 году - великий командор, в 1904 году - комендант Короны Италии, в 1900 году и в 1903 году родились две дочери Иоланда и Мафальда, дом становится местом притяжения турецких и иностранных деятелей с международной известностью. Можно вспомнить, например, визит принца Неаполя Виктора Эммануила Савойского и его супруги Елены в 1903 году, в когда они посетили Константинополь в медовый месяц инкогнито.

Их портреты Дзонаро пишет затем по фотографиям, подарив картины Королевскому посольству Италии. Вспомним также выдающегося французского астронома Камилла Фламмарион, английского полковника в Константинополе Уинстона Черчилля, принца Абдул-Меджида, племянника султана, интеллектуала в императорской семье, множество послов, дворян, журналистов, писателей.

Элиза, со своей стороны, продолжает фотографировать картины, составляя, таким образом, очень ценный архив из сотен фотографий, лично заботится о доме и детях, готовит драгоценные Кадо, фотографирует и дает уроки живописи очень могущественным женщинам гарема, куда она теперь имеет регулярный доступ: фотографии картин, вееров и шелковых подушек с печатными работами мужа, которые она сама упаковывает и раскрашивает вручную, тем самым зарабатывая награды и медали, которые поднимут ее социальный статус до жен иностранных послов. Таким образом, дом супругов Дзонаро на протяжении примерно 10 лет становится постоянным местом культурного обмена между Востоком и Западом, местом встречи разных менталитетов, обычаев, религий.

Театральная труппа Эрмете Дзаккони и Тина де Лоренцо во время визита к Дзонаро в Константинополе. Фотография Элизы Панте Дзонаро. Источник: http://www.faustozonaro.it/ingrandimenti/foto_famiglia/pag1_foto7.html
Театральная труппа Эрмете Дзаккони и Тина де Лоренцо во время визита к Дзонаро в Константинополе. Фотография Элизы Панте Дзонаро. Источник: http://www.faustozonaro.it/ingrandimenti/foto_famiglia/pag1_foto7.html

И поэтому годы с 1898 по 1909 год, до возвращения в Италию - годы лихорадочной и тяжелой работы. Дзонаро не отказывается от рисования для себя, на пленэре, затерянный в узких переулках и узких улочках Константинополя, на борту лодок, стоящих на якоре в гавани, на рассвете, на закате, ночью. Он будет создавать сотни и сотни работ, холстов, пастелей, акварелей, этюдов, портретов, в своем собственном стиле, который всегда будет очень успешным для заказчиков Востока и Запада. Он никогда не уступит самому олеографическому ("открыточному") и банальному ориентализму, который вторгается в Европу девятнадцатого века, вся восточная жизнь исследуется им с большим интересом: рыбаки, уличные торговцы, архитектура, Босфор, лодки, толпа на мосту, кладбища, улицы, религиозные праздники, но всегда в своем собственном стиле.

Фаусто Дзонаро. Рыбаки с уловом. 1891-1910. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зонаро,_Фаусто#/media/Файл:Fausto_Zonaro_-_Fishermen_Bringing_in_the_Catch_-_Google_Art_Project.jpg
Фаусто Дзонаро. Рыбаки с уловом. 1891-1910. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Зонаро,_Фаусто#/media/Файл:Fausto_Zonaro_-_Fishermen_Bringing_in_the_Catch_-_Google_Art_Project.jpg

Закат Дзонаро на Востоке совпадает с крахом правления Абдул-Хамида. В 1909 году, после того как султан покидает страну, Дзонаро, несмотря на дружбу с главой младотурок и самим министром, вынужден покинуть дворец, поскольку не может подтвердить подарок султана документально. Художник решает вернуться в Италию, в Константинополь Дзонаро больше не приедет.

Литература:

Сайт faustozonaro.it. Перевод с итальянского и редактура А. Савкиной.