Главной задачей диалога является коммуникация между людьми, которыми человек пользуется с самых малых лет.
С рождения ребенок контактирует с родителями, используя невербальное общение и с помощью звукоподражания, таким образом он выражает свои желания и эмоции. С возрастом диалогическая форма выходит на новый уровень, где ребенок не только является «отдающей» стороной, но и становится «принимающей», то есть появляется форма «вопрос-ответ», это довольно примитивный способ общения детей младшего возраста: «можно-нельзя», «да-нет», «хорошо-плохо» и т.д., при этом ребенок улавливает настроение собеседника, реагирует на его интонацию и прислушивается к нему.
Следующим шагом является обучение ребенка логически выстраивать свои мысли, подбирать синонимы, использовать обороты и более сложные предложения. Для этого следует освоить ряд необходимых навыков:
1. Разговор должен начинаться спокойно, без выкриков, повышенной громкости и излишней эмоциональности.
2. В диалоге использовать невербальные формы общения, то если дополнять реплики мимикой и жестикуляцией. Важно научить использовать такие формы уместно, не заменять их кривляньем, пародированием и размахиванием руками, что является явным неуважением к собеседнику.
3. Ребенку необходимо привить умение общаться в коллективе, где, не выкрикивая каждый ребенок может выслушать собеседника и высказать свою точку зрения.
4. Использовать нормы речевого этикета: не перебивать, не отворачиваться от собеседника, не говорить, пережевывая пищу.
5. Выражать заинтересованность к теме, дослушать собеседника до конца, высказать свое мнение, задать вопросы, анализировать.
Родитель должен сам располагать ребёнка к диалогу. Для начала стоит привлечь к какой-либо теме, например, взрослый начинает общение, задавая вопросы, для этого необходимо понимать, чем увлекается ребенок, какие у него интересы, что больше всего занимает детское внимание. При этом разговор должен проходить не в спешке, а в умеренной обстановке, взрослый категорически не должен оскорблять, высмеивать и унижать достоинство ребенка.
Следует запомнить, что маленькие дети воспринимают мир совершенно иначе, нежели взрослые, по-разному реагируют на различные ситуации, поэтому со стороны родителей должно следовать пояснение некоторые аспектов. Это поможет накапливать информацию и использовать по назначению знания, рассуждать, приходить к логическим заключениям, соотносить предметы и явления.
Важно понять, что необходимо не только учить ребенка диалогу, но и учиться самому понимать ход мыслей дошкольника. Правильное формирование речи способствует развитию духовной стороны ребенка, учит анализировать услышанное или прочитанное, находить общий язык как со сверстниками, так и с родителями и педагогами, способствует познанию окружающего мира и, наконец, влияет на становление полноценной личности.
Автор – методист Цангари Анна