Найти тему
НАШЕ ВРЕМЯ

Кто такие инфоцыгане и почему им не стоит доверять?

Автор: Карина Мамот

В последние годы в России случился бум обучения по личностному развитию. Запустила эту череду Елена Блиновская, создав курс по исполнению желаний. За главной инфоцыганкой России подтянулись и другие предприниматели. Собственные курсы «успешного успеха» запустили следующие блогеры-миллионики: Гусейн Гасанов, Лерчик, Михаил Литвин и другие. Причем буквально за год сама тематика, как и количество «педагогов», значительно увеличили охват. Только вот чему действительно учат эти курсы? Давайте разбираться.

Кто такие инфоцыгане?

Инфоцыгане стало названием нарицательным. Так в современном медиаполе обозначают людей, продающих информационные продукты, не имеющие никакой практической ценности. Также их называют «продавцами воздуха», поскольку ученики, за редким исключением, получают действительно интересные и необходимые знания. В большинстве случаях на билбордах красуются красочные обещания: финансовый рост, духовное просвещение, создание прибыльного бизнеса, - которые не подкрепляются результатами. На 2022 год представлен такой расчет доходов популярных инфокоучей:

Один из ярких примеров – Елена Блиновская. «Марафон желаний» – первый и самый популярный продукт блогерши. Она уверяет, что делится с участниками не только психологическими техниками, но и своим личном «волшебством» и поэтому называет себя феей.

Елену сложно назвать квалифицированным специалистом. Блогерша утверждает, что имеет 10 диплом, в числе которых высшее образование и повышение квалификации. Однако раскрывать сами документы Елена не спешит утверждая, что не видит смысла этим хвастаться. Причем, коуч в нескольких интервью упоминает «Московский гештальт институт». Учебное заведение имеет общественную аккредитацию и нацелено на краткосрочные курсы повышения квалификации специалистов. Вот отрывок из интервью Блиновской: https://www.youtube.com/shorts/3vL4zfSh4qk

можете отсканировать код, чтобы посмотреть отрывок.
можете отсканировать код, чтобы посмотреть отрывок.

По данным журнала Forbes, все марафоны Блиновской прошли 150 тысяч человек. В Интернете можно найти и положительные, и отрицательные отзывы о ее курсах. Однако репутация Елены хромает: она замешана в нескольких скандалах. Однажды, Блиновская решила рассказать в отдельных сторис на своей страничке в Instagram «очень личным и понятнымдалеко не всем» за 10 тысяч рублей. Но пользователи не получили никакого сокровенного контента, тогда Елена решила не вернуть деньги, а заблокировать всех недовольных. Еще один скандал связан с ее шоу в «ВТБ Арене» в прошлом году. Пришедших на «концерт» было 13 420 человек, а общая стоимость проданных билетов составила 166 млн 760 тысяч рублей. Вот только «шоу» состоялось только для Елены: блогерша долго молчала, а затем и лежала, танцевала, летала на качелях, а в финале и вовсе вошла в водопад, так и не представив аудитории никакой важной информации.

-3

В 2023 году Блиновскую задержали, подозревая в неуплате налогов почти на 1 млрд руб. Суд арестовал десятки банковских счетов Блиновской, в том числе и активы и на 64 млрд. рублей, и различное имущество. На данный момент блогерша находиться под домашним арестом, на время следствия ей запрещено пользоваться интернетом и любыми социальными сетями.

-4

Почему их курсы популярны?

Популярность подобных курсов складывается из несколько факторов:

1. Вера в чудо. От магического мышления никто не застрахован: даже в жизни самого ярого скептика случаются ситуации, когда кажется, что только чудо поможет. Инфоцыгане предлагают универсальную таблетку от всех бед. Они обещают быстрый эффект: после прохождения их курса или покупки книги вы найдете работу, похудеете, сможете исполнить мечту. К примеру, та же Елена Блиновская заявляла, что благодаря ее тренингу девушка смогла забеременеть, когда врачи признали поражение. Вот так блогерша ответила на хейт не верующих:

-5

2. Маркетинг. Социальные медиа позволяют легко создавать и распространять контент, главное — правильно подобрать больное место аудитории.Все инфоцыгане действуют по четкой маркетинговой схеме: «прогрев», история успеха автора, отличные отзывы. Все это складывается в общую картинку и влияет на решение пользователей. Екатерина Коносова провела расследование марафонов блогеров и звезд, в котором подробно рассказала о популярной маркетинговой схеме. Подробно ознакомиться можно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=0gqEqWWDJf4&ab_channel=katyakonasova

-6

3. Легкие деньги. Показать свою красивую жизнь в соцсетях: дорогие машины, путешествия, красивые квартиры – еще один способ показать потенциальным ученикам, что все возможно. Причем, как часто утверждают сами блогеры, все это результат не активного труда, а работы с мышлением. Медитируй, составляй карты желаний, прописывай цели, а больше ничего делать и не нужно.

Как распознать качественный курс?

Конечно, если вы хотите получить необходимые знания, а не волшебную таблетку, то важно ответственно подходить к выбору курса. 

Часто авторы действительно полезных курсов – действующие специалисты. Хорошим знаком считается, если эксперт постоянно повышает квалификацию. Однако важно проверять, чтобы это повышение было не просто филькиной грамотой, а подтвержденным документом. 

Внимательно изучайте программу курсов. Если в модулях вы не можете найти практические и профессиональные темы – это тревожный знак. Вряд ли «медитация» или «карта желаний» поможет вам стать хорошим писателем или маркетологом. Обращайте внимание на то, чтобы формулировки тем были действительно профессиональными.

Результат обучения. Делайте ставку на приобретение конкретных практических навыков, ведь ценность любого курса – в знаниях. Ни один преподаватель не может гарантировать дохода после обучения, поскольку на это учителя никак не могут повлиять. 

С появлением инфоцыган течение современного самообразования значительно изменилась. Однако это не повод совсем избегать онлайн курсов – это действительно удобный инструмент для получения новых знаний. Изучайте специалистов, внимательно читайте отзывы и требуйте возврат денежных средств, если вас не устроило качество курса. В соответствии с 29 статей законодательства РФ вы имеете на это полное право.

*Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России