Найти в Дзене
Галерея BazArt

ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕ ч4. ЖЕНЩИНЫ В МУЗЫКЕ

В 1850 году было создано «Общество Баха», целью которого стала систематизация и издание всех произведений композитора Иоганна Себастьяна Баха, а их, на минуточку, более 1000. На 80 лет композитор был забыт, а его произведения практически не исполнялись. Конечно его знали, и Моцарт И Бетховен учились на его музыке, Бетховен даже говорил, что Бах «море, а не ручей» (в переводе с немецкого Bach это ручей), но скорее как талантливого и несправедливо забытого. О гениальности Баха даже не задумывались. Иоганна Себастьяна как композитора и современники не жаловали. Гораздо известнее были его сыновья, тоже сочинявшие музыку. Современники знали Баха прежде всего как талантливого педагога, органиста и виртуозного мастера игры на клавесине, а так же мастера импровизации. А в конце жизни композитора и вовсе перестали слушать, потому что в моду входил классицизма, музыкальный стиль эпохи Баха стал устаревшим и старомодным. И если огромное наследие Иоганна Себастьяна сохранилось, а не кануло в Лету, то исключительно благодаря его сыновьям и ученикам.

И вот в 1829 году начинается так называемый Ренессанс Баха, то есть возрождение его музыки и открытие композиций, созданных Бахом, более широкой публике.

"Портрет Баха"  Элиас Готтлоб Осман, 1746 г.
"Портрет Баха" Элиас Готтлоб Осман, 1746 г.

Сейчас в сети много записей звучания нашей Вселенной, их легко найти, если сделать соответствующий запрос. Эй, Алиса, а дайка мне послушать, как звучит Вселенная. И услужливый ИИ немедленно предоставит вам такие возможности. И вы с удивлением услышите, что Вселенная звучит фугами Баха. Выходит, Бах знал о Космосе гораздо больше, чем все современные ученые вместе взятые. Просто Бах эту музыку слышал и аккуратно записывал нотами. Он разговаривал со Вселенной. И только в ХХ веке Бах наконец оказался в плеяде музыкальных гениев всех времен и народов, по праву занимая одну их верхних строчек.

Среди бесценных музыкальных произведений Баха есть сборник пьес «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Эту тетрадь Бах подарил своей второй жене Анне Магдалине на 24-летие. В ней собраны легкие, но далеко не простые пьесы, предназначенные для обучения игры на клавесине.

Гравюра с изображением Иоганна Себастьяна и Анны Магдалены
Гравюра с изображением Иоганна Себастьяна и Анны Магдалены

Это был счастливый брак двух единомышленников. Анна Магдалена Вильке была певицей сопрано, родилась в семье придворного трубача, ее мать происходила из семьи органистов. В возрасте 20 лет она вышла замуж за овдовевшего капельмейстера Иоганна Себастьяна Баха и стала носить титул фрау капельмейстер. Довольно престижно для того времени. Несмотря на замужество, она продолжала активно выступать и как певица. Известно, что она получала третью по величине зарплату после капельмейстера и концертмейстера. Кроме того Анна Магдалена всячески помогала мужу, ассистировала ему и записывала нотами его музыку, помогала своему мужу готовить воскресные исполнения кантат, для чего делала копии.

Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах

Так же на ее плечи легло управление домашним хозяйством. В Лейпциге у семьи Бах была достаточно большая квартира, занимавшая 4 этажа. Анна Магдалена родила Баху 13 детей, 7 из них умерли в раннем детстве. Кроме того она воспитывала детей Баха от первого брака. А еще она увлекалась садоводством и цветами. После смерти композитора уровень жизни Анны Магдалены сильно упал. Это было связано с наследственными делами. 27 февраля 1760 года Анна Магдалена Бах умерла и была похоронена 29 февраля на кладбище Святого Иоанна в Лейпциге.

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео Людвиге и Джульетте, о великом глухом композиторе и его ученице. Повесть хоть и короткая, но весьма результативная. Знаменитая «Лунная соната», одно из самых известных произведений мировой классики, появилось благодаря этому короткому роману. Бетховен стал глохнуть в 26 лет. Несмотря на все усилия врачей, спасти слух не удалось. Это стало огромной трагедией для человека, чья жизнь связана с музыкой и чуть не привело композитора к суициду. У него вообще жизнь была безрадостной с самого детства.

"Портрет Бетховена" Йозеф Штилер, 1820 год
"Портрет Бетховена" Йозеф Штилер, 1820 год

Но в 1801 году в его жизни появляется итальянская аристократка Джульетта Гвиччарди. Девушка была родственницей семьи венгерских графов Брунсвиков, где часто бывал Бетховен. Джульетта хотела стать пианисткой, и переехала из Галиции в Вену. А Бетховен стал ее учителем. Известно, что уроки он давал девушке бесплатно, а она дарила ему рубашки, вышитые собственными руками. Миловидная, веселая девушка сразу покорила его сердце. Есть версия, что он даже собирался на ней жениться. Но учитель довольно быстро надоел ей: глухой, неряшливый, с всклокоченными волосами, вряд ли он мог долго нравится молодой кокетке. И ветреная возлюбленная променяла Бетховена на композитор В. Р. Галленберга.

Джульетта Гвиччарди
Джульетта Гвиччарди

14 ноября 1803 года Джульетта и Галленберг обвенчались в соборе Святого Стефана в Вене и уехали в Неаполь. Брак оказался не очень счастливым. После того, как Галленберг разорился, Джульетта вернулась в Вену, и даже просила у Бетховена денег. Он отказал. Хотя был достаточно щедр и в просьбах никому не отказывал. Вероятно, эта история оставила в глубине души композитора глубокий след. А потомкам оставила прекрасную Сонату для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, № 2, первую часть которой Adagio sostenuto музыкальный критик Людвиг Рельштаб сравнил с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». Так эта соната получила название «Лунной», хотя сам Бетховен об этом так и не узнал, к этому моменту он уже умер.

-6

В начале 90-х годов ХХ века Венский институт исследования творчества Иоганна Штрауса (Wiener institut für strauss-forschung) готовил к публикации каталог жизни и творчества композитора. Русским периодом занимался австрийский музыковед Томас Айгнер. Работая в архивах, он сделал потрясающее открытие – обнаружил точные копии писем Штрауса (сына) к Ольге Смирнитской. После многочисленных экспертиз, подтвердивших подлинность стиля Штрауса, в 1989 году Айгнер издал книгу ««ИОГАНН ШТРАУС – ОЛЬГА СМИРНИТСКАЯ: 100 ПИСЕМ О ЛЮБВИ». О существовании любовных отношений между Ольгой и Иоганном слухи ходили всегда, однако именно эти письма стали фактическим подтверждением их отношений.

Иоганн Штраус (сын) фото Фрица Лукхарда 1876 г.
Иоганн Штраус (сын) фото Фрица Лукхарда 1876 г.

1854 г. Композитору Иоганну Штраусу (сыну) Дирекция Царскосельской железной дороги предложила контракт в России, согласно которому Штраусс и его оркестр должны были в летний сезон исполнять музыкальные произведения в Павловском павильоне «Воксал». Так начались триумфальные 11 сезонов композитора в России. Штраусс был известным обольстителем и любителем женского пола, так что романы с прекрасными русскими дамами никого не удивляли. Едкие журналюги писали в газетах, что скоро Штраусс «будет ходить от своей квартиры до эстрады по ковру, сложенному из нежных записок восторженных поклонниц», дамы буквально теряли голову от австрийца.

Иоганн Штраус в Павловске
Иоганн Штраус в Павловске

Воспитанница института благородных девиц Ольга Смирнитская не такая. Она благородна и скромна, на концертах появляется в сопровождении родителей и брата. И тем не менее, между ними завязывается роман. Свои отношения они скрывали. Однако Штраус на своих концертах исполняет произведения Ольги. Она тоже сочиняла музыку и считается первым композитором-женщиной в России. Известно, что Штраусс просил у родителей Ольги руки, однако ему было отказано по сословным причинам: семья Ольги очень гордилась дворянским происхождением, и Штраус не соответствовал их представлениям об идеальном браке. В конце концов Ольга и Иоганн даже хотели бежать, но в этот момент умер брат Ольги. И она отказалась. В 1860 году Штраус предпринял последнюю попытку уговорить Ольгу стать его женой. Но она снова отказала. Так закончился этот роман. В русский период Штраус написал много значительных для его творчества произведений: вальс «Прощание с Петербургом», полька «В Павловском лесу», кадриль «Террасы Стрельни» и удивительный вальс «Проказница», который он посветил Ольге Смирнитской.

Ольга Смирнитская
Ольга Смирнитская

Ольга вышла замуж за юриста Александра Лазино-Лозинского. В этом браке не было ни любви, ни взаимопонимания, только холодность и отчужденность. 60 лет она прожила с не любимым человеком, родила 4 сыновей, но до конца жизни хранила в сердце любовь к Штраусу. Его письма она не сожгла, а тайно передала своей подруге Паулине Сверчковой, которая позже вывезла их за границу и сделала копии. Так письма оказались в Вене. Умерла Ольга Смирнитская в 1920 году.

«Ольга, дитя мое, вот хочу открыть тебе мое сердце, что я тебя безумно люблю. Ты уже знаешь, что мне невозможно жить без Тебя. Я могу жить, только обладая тобой, ангел, только чувствуя Твое дыхание, я могу сохранить свою жизнь. Моя боль с каждой минутой быть все дальше от тебя столь велика, что я предпочитаю умереть, чем выносить эту муку» - из писем Штраусса Ольге Смирнитской.

-10

Клара Вик и Роберт Шуман познакомились, когда ей было 8 лет, а ему 18. Клара Обожала Роберта, а он рассказывал ей и ее брату сказки собственного сочинения. Но она была всего лишь ребенок. Не просто ребенок, это был музыкальный вундеркинд и виртуоз. Клара с детства играла на фортепьяно, учителем был ее отец Фридрих, теолог по образованию и учитель игры на фортепьяно. Девочка подавала большие надежды, и родитель сделал на нее большую ставку. Фактически он стал ее импресарио. Фридрих не просто контролировал всю жизнь Клары, он даже вел от ее имени дневник и внимательно просматривал ее дневники. Абсолютно все: прогулки, занятия, отдых, приглашения, еда – все под строгим контролем Фридриха Вика. Впоследствии Клара писала, что его можно было бы назвать тираном, но она ему благодарна. Клара действительно стала знаменитой пианисткой, композитором, педагогом и музой двух великих композиторов – Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса . Она концертировала до конца жизни, собирая огромные залы. Клара Шуман по праву считается одной из лучших пианисток в истории мировой музыки.

" Клара Вик в Париже" литография по картине Эдуарда Фехнера
" Клара Вик в Париже" литография по картине Эдуарда Фехнера

Когда ей исполнилось 16 лет, между Робертом Шуманом и Кларой возникли романтические отношения. Но отец Клары категорически был против брака. Во-первых, он не хотел отпускать Клару, а во-вторых Роберт страдал неизлечимой болезнью паралича пальцев и не мог играть на фортепьяно, из-за чего вынужден был отказаться от карьеры пианиста. Роберт сосредоточился на композиторской деятельности, но Фридрих не придавал этому значения. Он всячески дистанцировал дочь от Роберта, запретил им переписываться и на 2 года отправил ее в концертное турне. Но это не смогло помешать влюбленным. 16 июля 1839 года Роберт Шуман и Клара Вик подали иск в суд Лейпцига с требованием обязать Фридриха Вика дать согласие на предполагаемый брак.

Роберт и Клара Шуман
Роберт и Клара Шуман

1 августа 1840 иск был удовлетворён. Церемония бракосочетания состоялась 12 сентября 1840 года. Клара и Роберт прожили не легкую жизнь. Однако она всегда была верным и преданным подспорьем, исполняла его произведения, часто заслоняя своей славой. Они даже вели общий дневник. 27 февраля 1854 года Роберт предпринял первую попытку самоубийства, после чего был помещен в психиатрическую лечебницу. Врачи не рекомендовали беременной Кларе видеться с мужем. Она пришла к нему лишь за 2 дня до смерти, Роберт умер 29 июля 1856 года. Шуман посветил любимой женщине много прекрасных произведений, среди которых цикл фортепьянных пьес, «Грезы», цикл «Любовь и жизнь женщины», вокальный цикл на стихи Генриха Гейне «Любовь поэта».

Клара пережила мужа на 40 лет. Свой последний концерт она отыграла 12 марта 1891 года в возрасте 71 года, а 26 марта 1896 года скоропостижно скончалась. Похоронена Клара Шуман в Бонне на Старом кладбище рядом с мужем, великим композитором Робертом Шуманом.

-13

О Йоханне Рихтер известно не много. Не осталось ни одной ее фотографии. Какой она была? Тоненькой или стройной, высокой или маленькой, действительно ли такой красивой, как говорят о ней хроники? Она родилась 18.08.1858 г., получила вокальное образование и стала выступать на сцене городского театра Гданьска как певица сопрано. Затем выступала в театре в Майнце, в Бремене, и вот в 1883 году переезжает в Кассель, где знакомится с молодым дирижёром Густавом Малером.

Густав Малер
Густав Малер

История их отношений имеет минорную тональность. Кроме глубоких душевных страданий она не принесла Малеру ничего, зато потомки получили вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья». Эта любовь была безответной. Малер глубоко страдал, в письме другу он писал, что его сердце истекает кровью. Что именно было между ними, неизвестно. В конце 1884 года Малер написал цикл стихотворений, посвящённых Йоханне, 4 из которых положил на музыку. «Прошлой ночью я был у нее дома, и мы сидели в тишине бок о бок, ожидая наступления Нового года. Ее мысли были далеко, и когда зазвонили колокола, у нее на глаза навернулись слезы. В отчаянии я понял, что не могу этого выдержать. Она вышла в соседнюю комнату, где некоторое время молча стояла у окна. Когда она вернулась, тихо плача, это горе встало между нами, как вечный барьер, и я ничего не мог поделать, кроме как пожать ей руку и уйти. Я провел всю ночь, рыдая во сне. Мой единственный свет в этой тьме: я сочинил цикл песен, на данный момент их шесть, и все они посвящены ей». В этой поэзии и музыке безнадежно влюбленный композитор выразил всю свою любовь и муку. Цикл написан для голоса и фортепьяно. Впоследствии некоторые темы Малер перенёс в симфонию № 1. В 1885 году Малер покидает Кассель. Больше с Йоханной Рихтер они уже никогда не увидятся.

Как будто раскалённый нож, Его острее не найдешь, В мою вонзился грудь! О боль!
Покоя, счастья прежних лет
Ни днем, ни ночью больше нет, и мне их не вернуть! О боль!
Смотрю на небо и ловлю взгляд синих глаз порой! О боль!
Иду в поля, и на ветру - твой локон золотой! О боль!

Йоханна Рихтер прожила долгую жизнь. Она умерла в 1943 году в родном Данциге. О ее личной жизни ничего не известно. Лишь осторожная тень этой женщины затерялась в нотах самого романтического произведения Малера.

-15

Но не только возлюбленным посвящали великие композиторы свои произведения. Так оперу «Самсон и Далида» Камиль Сен-Санс написал для певицы и друга Полины Виардо. Жена железнодорожного магната, русская меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк и Петр Ильич Чайковский никогда не встречались, однако вели переписку. Госпожа фон Мекк помимо прочего спонсировала Чайковского и всячески поддерживала. Именно ей благодарный композитор посветил Симфонию № 4 фа минор, одну из самых мощных и знаковых в его творчестве. В переписке с Надеждой Филаретовной он даже называет ее «нашей симфонией». Удивительно проникновенный, особенно красивый в переработке для виолончели ноктюрн «Разлука», один из первых в русской музыке ноктюрнов, Глинка посвятил сестре Елизавете Ивановне. Принесшую мировую славу, одно из самых исполняемых мировых произведений «Третья песня Эллен», более известное как «Аве Мария», Шуберт посвятил почитательнице его таланта и исполнительнице его произведений графине Софи Габриэль фон Вейсенвольф.

Известные и не очень, тихие, незаметные, яркие, блистательные – на протяжении веков женщины вдохновляли мужчин на создание великих произведений искусства, которыми мы продолжаем наслаждаться и по сей день.