Найти тему

21 февраля 78 лет исполнилось бы отцу Владимиру Зязеву.

21 февраля 78 лет исполнилось бы отцу Владимиру Зязеву.

Владимир Зязев родился 21 февраля 1946 года в г. Чусовой Пермской области. Он был младший из четверых детей. Отец руководил цехом, выпускающим в годы войны головные части для знаменитых «Катюш», после войны заболел и умер. Мама – член партии, педагог, преподаватель литературы по образованию, была человеком, с детства расположенным к православной вере, крестила Владимира в 1958 году, за что была строго наказана. Вначале ее не хотели исключать из партии, искали какие-то лазейки для этого, спрашивали: «Может, вас кто-то заставил, кто-то направил?» Она ответила, что пошла на это сознательно. «Но вы же член партии, секретарь парторганизации, заведующая школой! Как вы могли?» Мама сказала, что, если члену партии нельзя веровать в Бога, то готова выйти из партии, положила свой партбилет на стол и ушла. Естественно, после этого она не могла найти работу по специальности - педагогом и устроилась работать телятницей и через год мама была лучшей телятницей в колхозе.
Отец Владимир рассказывал: «Я с семьей жил и работал тогда в Березовском бригадиром крупной строительной комплексной бригады. Как-то раз я прочитал в «Уральском рабочем» настоящий пасквиль про одного священника и написал письмо в редакцию, в котором выступил в защиту Православной Церкви. Письмо, конечно, не опубликовали, но по радио я услышал о себе как о мракобесе, который клевещет на наш строй и защищает темное суеверие. После этой радиопередачи меня и взяли, как говорится, в оборот — вызвали даже к начальнику Березовского ГУВД, якобы для проверки документов. На работе лишили премии без какой-либо причины. Как мне потом рассказывали, при обсуждении вопроса о премии за меня вступился главный бухгалтер, самое интересное, что отношения у меня с ним были напряженные. Он (есть же все-таки порядочные люди) заявил, что Зязев - единственный, кто не пьет и не прогуливает, а то, что он верующий к премии никакого отношения не имеет».
Женившись, Владимир с супругой Галиной устроились жить в городе Березовском. Сняли там квартиру, затем купили домик. Как-то зашла в гости его тетя и говорит: «Хорошо у тебя, но вот иконок нету, а без них дом-то мертвый». И подарила две иконки. Владимир сделал божничку в углу, небольшую полочку, поставил туда эти иконки. Еще через полгода тетя подарила лампадку, просила зажигать иногда. «Повесил лампадку, зажег. Ложимся спать, свет погасили, а звездочка эта осталась. Проснусь ночью – звездочка перед иконами горит. Таким теплом, таким светом согревала меня всегда эта лампадочка!», - вспоминал отец Владимир. «А как с супругой живем? Вы знаете, Господь ведет. Не всегда у нас все было гладко. До женитьбы я был такой боевой парень – занимался боксом, у меня был мотороллер, моторная лодка. Познакомился с супругой, а она такая тихая, скромная, кроткая. Поженились, стали вместе жить. Первое время бывало, что, как придерусь к какому-нибудь пустяку, смотрю – она плачет. И теща (она с нами жила одно время) тоже плачет. И как-то Господь вразумил, стало до меня доходить, что нехорошо ведь делаю. Начну ворчать, какие-то претензии предъявляю, а потом опомнюсь, и сам же им говорю: «Что-то я на вас разворчался, уж вы меня простите». Это не сложно, это очень просто: «Вы меня простите». Сразу и теща заулыбалась, и супруга. И сразу мир в семье».
Потом решили переехать туда в Слободу Коуровскую. Купили там домик, стали ходить в церковь. Случилось, что церковь обокрали, и уполномоченный по делам религии приказал нанять сторожей, поскольку там были большие ценности. Но церковь на окраине, около реки, ночью сторожить никто не хотел. И Владимира как будто кто-то подтолкнул: «Давайте я пойду сторожем». И стал сторожить церковь.
«Как-то одна прихожанка сказала мне: «Хороший ты парень, Володя. Давай учись читать по-церковнославянски». И подарила мне Псалтырь. Стал учиться. Начал на клирос ходить, стал певчим, потом псаломщиком.
Через какое-то время другая прихожанка говорит: «А почему бы тебе не стать диаконом?» А я тогда даже не знал, кто такой диакон, какие у него обязанности. Просто сердце потянулось. Подумал – и поехал к владыке Клименту.
Надо сказать, что Владыко меня знал. Он, когда приезжал на приходы обязательно спрашивал у священников — где тут у вас хорошие люди? Раза три или четыре заходил и ко мне в дом. А у меня беднота страшная, трое детей уже тогда было, платят сторожу гроши. Помню, как-то приехал владыка, а у нас даже кружек не было, пили чай из литровых банок. И вот он у меня посидит, детишек конфетами, яблоками, апельсинами угостит.
А мне уже священником быть очень хотелось. И ведь каждую ночь сторожу, а мне нужно учиться петь — и служба у нас была только один раз в неделю. Так я отсторожу ночью, в шесть часов выхожу, четыре километра бегу на электричку, приезжаю в Ивановскую церковь, отпою там Литургию и еду обратно. Так прошло два года. И вот на престольный праздник Святого Георгия Победоносца приезжает Владыка Климент и секретарь епархии протодиакон Анатолий Головин. Во время спевки отец Анатолий отозвал мня и сообщил, что Владыка приглашает на обед. Я поприсутствовал на обеде и собрался уходить, но Анатолий Головин опять меня остановил: «Владыка просил тебя подойти к нему». Когда я подошел к Владыке, он спросил меня: «Володя, ты хочешь быть диаконом?» Я говорю: «Владыко, у меня все мечты только об этом!». «Сегодня, — говорит он, — мы тебя будем рукополагать в чтецы, а завтра в диаконы». Тогда это было высшее счастье для меня, это была самая счастливая минута в моей жизни. Вот так я стал служить. И когда я сейчас смотрю на некоторых молодых священников, мне искренне хочется, чтобы они хоть немного пожили в те времена, чтобы они прошли через ту «терку», через которую прошли мы, старое священство».
О Талице, в которую перевели отца Владимира после Слободы Кауровской, он всегда вспоминал с любовью: «Это моя малая родина, именно здесь я хочу закончить жизнь, и здесь быть похороненным, рядом с любимым храмом, и родными людьми. Я всю жизнь старался собрать именно здесь своих детей. Ведь я все здесь знаю, все объездил, так как действующих храмов было крайне мало. Помню еду на телеге в Заводоуспенку, выезжать рано, холодно, зима, настроения нет, но ждут люди надо ехать. Вот укутаюсь, лежу и тут проезжаю деревню Калачики, становиться веселее, а за тем речка Балда, тут уж и настроение поднимается. Да Талица и Талицкий район это одно из красивейших мест».
В июле 1994 года, когда протоиерей Владимир Зязев был назначен настоятелем прихода в честь Рождества Христова, он размещался в старом дворце культуры Уралмаша. Когда-то там был небольшой кинотеатр, это помещение передали общине. Ютились в этом помещении, и почти четыре года там служили. Еще до постройки храма Рождества Христова, когда не было выделено под него место.
«Десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь» – говорил преподобный Серафим Саровский, вот и отец Владимир свидетельствует об этом: «Во время строительства храма Рождества Христова был у нас строитель Анатолий. Мастер-каменщик первоклассный. Но, пока стакан водочки не выпьет, он на леса не поднимется. А мастер исключительный, хоть и пил потихоньку каждый день. Когда начинали строить, я со строителями побеседовал. Сказал: «Ребята, будете строить храм – поменьше мата и вообще ведите себя прилично. Помните, что тот, кто будет строить храм если не с верой, но, по крайней мере, с усердием – Господь его жизнь изменит. Прошло время. Лет пять тому назад иду по Уралмашу. Меня останавливает мужчина: «Батюшка, ты меня помнишь? Я – Анатолий, каменщик». Спрашиваю: «Как твоя жизнь?» «Батюшка, – говорит, – после того, как выстроили храм, я ведь пить бросил совершенно. И жизнь моя сейчас совершенно по другому руслу идет».
27 марта 2019 года на 74-м году жизни скончался протоиерей Владимир Зязев, известный не только по всей Свердловской области, но и за ее пределами. Являлся почетным гражданином Талицкого района и Орджоникидзевского района города Екатеренбурга. В Екатеринбурге отец Владимир служил настоятелем сразу нескольких приходов: Рождества Христова, блаженной матроны Московской, Серафима Саровского при доме престарелых, храма в ГКБ № 14 и в крестильном храме равноапостольного князя Владимира. Исполнял обязанности первого помощника правящего архиерея Екатеринбургской епархии владыки Викентия. Занимался литературным творчеством. Автор книг «Сказание о холме Гляден», «Правда о земле русской» и других. Его трудами были восстановлены, заложены, построены многие уральские храмы, всего около 25 и воспитаны около 150 молодых священников и несколько архиереев.
Отец Владимир, запомнился как человек широкой души, готовый всегда помочь, всегда дать ценный, духовный совет, человек глубокой веры, и большой любви к Родине. Вечная память отцу Владимиру.

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского.