Найти в Дзене
Честный Обзорщик

«Мастер и Маргарита» Булгакова: величайший роман XX века или переоцененное произведение?

Оглавление

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», написанный в 1930-х годах, и опубликованный уже после смерти автора в 1966-1967 годах, по праву считается одним из величайших произведений русской литературы XX века. Уникальное сочетание фантастики, сатиры, философии и любовной линии, яркие запоминающиеся персонажи – все это принесло роману всемирную славу и признание читателей и критиков. Однако в последнее время раздаются голоса о том, что значение «Мастера и Маргариты» сильно преувеличено, и перед нами, скорее, развлекательное чтиво, нежели подлинный шедевр литературы.

Действительно ли «Мастер и Маргарита» является переоцененным произведением или по-прежнему остается одним из величайших романов XX века?

Несомненные достоинства

Сторонники точки зрения, что «Мастер и Маргарита» – подлинный шедевр мировой литературы, приводят следующие аргументы.

Во-первых, это уникальный жанр романа, соединяющий в себе элементы фантастики, сатиры на советскую действительность 1930-х годов, философско-библейской притчи и любовной истории. Такого сочетания мотивов и жанров ранее не было ни в русской, ни в мировой литературе.

Во-вторых, это яркие, выписанные с невероятной силой характеры – как Мастера, Маргариты и Понтия Пилата, так и целой плеяды персонажей из свиты Воланда. Многие образы вошли в пантеон классики мировой литературы.

Наконец, важное место занимает многоплановость и глубина проблематики романа – темы творчества, любви, предательства, морального выбора, истины и справедливости поднимают глубокие экзистенциальные вопросы человеческого бытия.

Аргументы критиков

Тем не менее, в последние годы раздаются и критические голоса в адрес романа Булгакова. Главный аргумент противников его непреходящей ценности состоит в том, что это скорее занимательное чтиво, razvlekatel'noe chtivo, нежели подлинный шедевр.

Отмечается преобладание развлекательного, фантастического элемента над глубиной мысли и философским подтекстом. Также ставится под вопрос оригинальность сюжетных ходов и образной системы – многие мотивы якобы позаимствованы Булгаковым из произведений предшественников.

Помимо этого, обращается внимание на стилистическую небрежность отдельных глав и общую незавершенность, фрагментарность повествования, что объясняется сложной судьбой рукописи.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на некоторую справедливость критических аргументов, в целом роман «Мастер и Маргарита» по-прежнему остается одним из высочайших достижений русской и мировой литературы XX века. Уникальность замысла, сила художественного воплощения, богатство и глубина проблематики выделяют его среди произведений своей эпохи и обеспечивают неувядающий интерес читателей и критиков по всему миру на протяжении десятилетий. И вряд ли это положение изменится в обозримом будущем.