94,8K подписчиков

Мало кто знает, почему советское пиво казалось вкуснее, чем современное. Объясняю на пальцах

80K прочитали

Между разными поколениями всегда возникают споры о том, когда пиво было лучше - в СССР, 90-е или в современные годы. Я застал разные периоды времени, потому мне есть с чем сравнивать. Скажу честно, советское пиво произвело на меня только лучшее впечатление. Оно было легче, чем современное пиво. Отсутствовала та самая спиртуозность, благодаря которой сейчас трудно допить бутылку дешевого лагера до конца.

Между разными поколениями всегда возникают споры о том, когда пиво было лучше - в СССР, 90-е или в современные годы. Я застал разные периоды времени, потому мне есть с чем сравнивать.

Да о чем тут говорить. В советском Жигулевском содержалось 3,5-3,8% об, а в нынешнем в среднем 4,5-4,6% об. Также есть ощутимая разница в сырьевой базе, которую использовали в СССР и сейчас. Слышали что-то про "несоложенное сырье"? Это мы ещё обсудим.

Мне кажется, про прошествию стольких лет, мало кто знает, почему советское пиво казалось вкуснее, чем современное. И дело не в том, что раньше "солнце светило ярче", а в более очевидных вещах, которые я хочу объяснить простым языком.

Несоложенное сырье - козырь в рукаве советского пивоварения

Как известно, чтобы сварить пиво, необходимы 4 основных ингредиента - солод, хмель, вода и пивные дрожжи. Кто-то может поспорить и сказать, что пиво можно сварить без хмеля. Можно, но не нужно. Если вы не знали, то хмель влияет не только на вкус и аромат, наделяя его хвойно-травянистыми оттенками, горечью. По своей природе хмель в пиве - это натуральный консервант, защищающий напиток от заражения бактериями.

Между разными поколениями всегда возникают споры о том, когда пиво было лучше - в СССР, 90-е или в современные годы. Я застал разные периоды времени, потому мне есть с чем сравнивать.-2

В советском пиве помимо вышеперечисленных компонентов добавляли несоложенное сырье в количестве 20-50% от общего объема солода (рис, ячмень, кукурузу и т.д). Рекомендую ознакомиться с советским ГОСТом - пункт 1.3. ГОСТ 3473-69 и ГОСТ 3473-78. Самое интересное, что тогда несоложенное сырье использовали в основном для удешевления производства. Но так вышло, что подобная сырьевая база придала пиву уникальные оттенки вкуса и аромата. Когда пил советское пиво, то чувствовал разные полутона - свежего хлеба, цветов, скошенной травы, хвои, карамели, хмеля, легкой или терпкой горечи.

Между разными поколениями всегда возникают споры о том, когда пиво было лучше - в СССР, 90-е или в современные годы. Я застал разные периоды времени, потому мне есть с чем сравнивать.-3

Благодаря тому, что советские пивовары использовали большой процент несоложенного сырья, им удалось воспроизвести немало сортов иностранного пива и создать собственные вариации. А сейчас если и применяют несоложенное сырье, то зачастую в крафтовом пивоварении.

В советском пиве использовали много хмеля, не то что сейчас

Вы заметили, что в современном пиве практически не чувствуется хмель, если мы говорим про обычное светлое пиво, а не про IPA, APA и прочие сорта? С чем это связано? Точного объяснения нет. Мне кажется, это связано с трендовым предпочтением людей. Многие полюбили легкое, солодовое пиво с минимальной горечью. Потому пивоваренные компании сконцентрировали все свои силы на производстве именно такого пива. Также есть мнение, что таким образом они экономят на сырье, используя хмель в малом количестве, ограничиваясь самыми дешевыми, доступными сортами.

Между разными поколениями всегда возникают споры о том, когда пиво было лучше - в СССР, 90-е или в современные годы. Я застал разные периоды времени, потому мне есть с чем сравнивать.-4

Советское пиво нравилось тем, что в него добавляли много хмеля и во вкусе он реально ощущался в виде терпкого, бархатистого привкуса с нотками хвои, травы и т.д. В качестве примера приведу советское Жигулевское. Помимо воды, Венского Курского солода в него добавляли хмель двух сортов - Подвязный и Ранний Московский. Эти сорта хмеля придавали Жигулевскому тот самый кисловато-травянистый привкус с тонкой, цветочной горечью. А солод наделял карамельным профилем.

Между разными поколениями всегда возникают споры о том, когда пиво было лучше - в СССР, 90-е или в современные годы. Я застал разные периоды времени, потому мне есть с чем сравнивать.-5

Кроме двух перечисленных сортов хмеля в СССР выращивали ещё несколько - Истринский, Волынский, Дубский и т.д. Все эти сорта являлись альтернативой немецкому и чешскому хмелю. Сейчас сортов хмеля намного больше, чем в СССР, а вот его процент в масс-маркет пиве минимален.

В СССР разливали только свежее пиво, а сейчас оно хранится 6-12 месяцев

Как вы считаете, если пиво портится, скисает за 2-3 дня, находясь в холодильнике - это признак качественного, живого или, наоборот, плохого пива? Мнение людей расходятся. Лично я считаю, если пиво быстро скисает, значит в него попали бактерии из-за антисанитарии, плохо подобранной воды и других нарушений в технологии производства. В СССР пиво зачастую скисало из-за нарушения антисанитарных норм. Ближе к 80-м годам эту проблему практически побороли. Также поначалу были проблемы с разливным пивом, потому что оно приезжало слегка "окисленным". А всё потому, что машина с цистерной пива долго находилась в дороге и нагревалась под солнцем.

Между разными поколениями всегда возникают споры о том, когда пиво было лучше - в СССР, 90-е или в современные годы. Я застал разные периоды времени, потому мне есть с чем сравнивать.-6

Но наступил момент, когда практически в каждом небольшом городке функционировал как минимум один пивоваренный завод. Тем самым государство избавилась ещё от одной проблемы - скисшего пива из-за проблем в логистике. В пивные начали привозить только свежее пиво небольшими партиями, чтобы распродать его за 1 день. И даже при отсутствии пастеризации пиво попросту не успевало скисать. Его выпивали значительно быстрее.

Подобное "живое пиво" без пастеризации имеет более яркий, насыщенный и запоминающийся вкус. Потому люди, жившие в СССР и пробовавшие то пиво, акцентируют внимание на том, что тогда оно было значительно вкуснее и лучше. А современное пиво из масс-маркета, прошедшее пастеризацию, помимо пресного, водянистого вкуса порой может огорчить спиртовым профилем.

А как вы считаете, почему пиво в СССР было лучше, чем сейчас? А если считаете иначе, аргументируйте свою точку зрения. Буду рад услышать мнение каждого из вас. Не забываем подписываться на канал и ставить лайки. Для меня это лучшая поддержка.