Портрет юной пуштунки, появившийся в июне 1985 года на обложке журнала National Geographic, мгновенно стал символом страданий афганского народа — и к сожалению, остается им до сих пор.
1985
В пакистанском лагере беженцев Насир-Баг, в палатке, которая служила классом начальной школы для полутора десятков афганских девочек, Стив и отыскал героиню своего фотошедевра. Заметив этот взгляд, «сразу же понял, что ее портрет был единственным снимком, который он по-настоящему хотел сделать».
Кадр Стива стал самым популярным в истории журнала National Geographic и единственным, попавшим на обложку трижды.
2002
Обложка не раскрывала полноты картины, происходящей тогда в стране и лишь имела заголовок «Афганская девочка», поэтому через 17 лет National Geographic поставила амбициозную задачу — найти девочку. Лагерь, спустя 22 года, уже закрывался и журналисты в спешке опрашивали всех его обитателей в надежде найти родных или знакомых девочки.
Теперь в 2002 году Шарбат Гула обрела не только имя, но и биографию — и трудную, и обычную для афганских девочек. Брак в 13 лет, три живые дочери (еще одна умерла в младенчестве), сын, муж пекарь (он умрет от гепатита в 2012 году).
Тогда она сказала Маккарри, что надеется, что ее дочери получат образование, которого у нее никогда не было. Теперь будет. Ее дочери записаны в школу и «они будут соревноваться в своем образовании, Иншалла».
Афганское правительство поощряет ее к осуществлению этой мечты. Пресс-секретарь правительства Афганистана Нангьял предложил ей создать фонд для образования и расширения прав и возможностей женщин и детей, особенно репатриируемых, и она рассматривает этот вопрос.
«Мое послание всем моим сестрам — не выдавайте своих дочерей в молодом возрасте», — сказала она Би-би-си Персии. — Пусть они закончат свое образование так же, как это делают ваши сыновья»
2016
В 2016 году Гула, наконец, получила хоть какие-то дивиденды от своей всемирной славы: афганское правительство выделило квартиру в Кабуле и ежемесячную «стипендию» в 700 американских долларов. Отныне на родине ее стали называть «Афганская Мона Лиза».
2021
В 2021 году, после захвата Афганистана талибами, Гула обратилась за помощью к властям Италии.
«Вслед за обращениями со стороны представителей гражданского общества и ряда неправительственных организаций о помощи Гуле покинуть страну после августовских событий Совмин Италии взял на себя организацию ее перевозки в Рим в рамках программы по эвакуации афганских граждан и плана правительства по их приему и интеграции» —говорится в пресс-релизе итальянского правительства.
2024
Сегодня Шарбат Гуле 53 года и она вместе со своими детьми живет в Риме.