Найти тему
Байки от Краба

33. Все на выборы!

В разное время я не раз участвовал в выборах представителей власти в нашей стране, о наиболее запомнившихся расскажу ниже.

О выборах в СССР помню что проходили они в праздничной обстановке, избирательный участок, находился в школе, которую я закончил. На подходе к ней громко играла музыка, вход был украшен красным кумачом, после регистрации для голосования выдавали избирательный бюллетень и макулатуру с портретами и данными тех кого выбирали, выданная бумага кроме фотографий содержала их биографии. Большинство этих портретов я видел, как правило, в первый и последний раз в жизни, самых известных можно было увидеть позже по телевидению. Исполнив избирательный долг, бюллетень можно было не заполняя опустить в урну, отправлялись в буфет, где продавали дефицитные по тем временам продукты питания. Удивительно, но очередей в буфетах не было. Далее для развлечений заходили на находящийся рядом со школой стадиончик, где в эти дни проводились спортивные состязания и футбольные матчи, народа вокруг арены было полным-полно. Запомнился рассказ отца. Однажды он был председателем избирательной комиссии в микрорайоне завода, на котором работал одним из руководителей. Участки закрывались повсеместно в 20:00. Когда до закрытия оставалось 15 минут, избирателей уже не было, женщины составлявшие большинство членов комиссии предложили отцу сворачивать «лавочку», но он мудро попросил их потерпеть. В 19:59 на избирательный участок вошел пожилой мужчина, на его костюме была наградная планка, а весь вид указывал на «трудовое» прошлое в «органах», товарищ придирчиво все осмотрел, проголосовал и удалился. «Вот видите, явно «писатель»!» - сказал отец дамам, после ухода посетителя – все облегчённо вздохнули.

Первого и последнего президента СССР, избирал Верховный Совет. Помнится что помимо Горбачёва, вначале было ещё два кандидата – Бакатин и Рыжков, его латыш предложил, но они взяли самоотвод. Из 1879 депутатов «За» - проголосовало 1329 или 72,9%, «Против» – 495, испортили бюллетени – 54 вредителя, ещё 245 не присутствовали на заседании. Фактически Михаил Сергеевич получил 59% от всего депутатского корпуса, годом раньше он избирался председателем Верховного Совета и имел 90%, за год потерял больше 1/3 голосов. Чем это закончилось, все кто тогда жил, хорошо помнят.

Про первые выборы президента России запомнил удивительную встречу, когда втроём — мама, отец и я вышли из избирательного участка на школьное крыльцо, отца узнала женщина, ранее с ним работавшая. «Гаврил Иванович – столько лет я вас не видела. Как вы хорошо выглядите! За кого, если не секрет проголосовали, За Ельцина?» - радостно выстрелила как из пулемета, явно обрадованная встречей дама. «За Рыжкова» - отвечал батя. «Да ты что сдурел?» - изменилась в лице старая знакомая. «На переправе коней не меняют!» - улыбаясь в усы сказал отец, и продолжил движение. «Алкаш проклятый!» - в спину ему выкрикнула старая знакомая, мы с мамой подавились от хохота, такой резкой переменой настроения.

Самые конкурентные выборы президента России, в которых я участвовал, были в 1996 году. Как помнится, на всех экранах с утра и до вечера прыгали популярные артисты, многие из которых сейчас покинули страну и стали «иноагентами», лейтмотивом был лозунг «Голосуй или проиграешь», всех кто не поддерживал, либеральные реформы пресса называла «красно-коричневыми». Во время второго тура, я находился на рабочей вахте, на буровой. В день выборов в вагон станции телеметрии зашёл мой хороший знакомый, буровой мастер Федоис Ибраевич Сарманов и сказал: «Господа телеметристы, кто хочет проголосовать, подходите в офис, выборщики из Стрежевого прилетели!». «Федя, для выборов по закону нужны открепительные талоны» - сказал я. «Краб, берите паспорта и подходите, проголосуете» - отвечал мастер. Пошли всей партией на выборы, в «культ будке» выполнили гражданский долг, опустив заполненные бюллетени в опечатанную сургучом переносную урну – явно комиссия привезла её вместе с собой на вертолёте. На выходе из «офиса», знакомый бурильщик спросил меня: «За кого проголосовал?». «За красных» - ответил я. «Последнее отберут» - прокомментировал знакомый. «С этим, последнее пропьют и растащат» - парировал я. «Гаврилыч, у тебя пузырь есть?» - спросил «бурила». Ответил: «Имеется». «Так чего мы на улице митингуем, пойдём к тебе, в тёплой обстановке всё и рассудим» - молвил друг. Во время обсуждения бурильщик миролюбиво сказал: «Валера, что мы с тобой спорим, сейчас взлетят над тайгой – все не нужные выкинут». Думаю он был недалёк от истины. Ещё «вождь народов» говорил: «Не важно как проголосуют – важно как подсчитают», так тогда и произошло.

18 марта 2018 года, в день выборов президента России в школе, где в первом классе училась моя дочка Катя, проводились соревнования, в которых участвовали родители и дети. Дочь от физкультуры была освобождена, а папа её со спортом в то время уже имел дело только как болельщик. Катя ещё не попала в телефонное «рабство», была очень активна, к соревнованиям нарисовала плакаты «поддержки» и попросила меня пойти с ней болеть за её одноклассников, сейчас о таком приходится только мечтать. В школе я встретил своего бывшего сменщика по супервайзерной работе Дмитрия Р. «Гаврилыч, представляешь, пришёл на выборы президента, а мне говорят, что отношусь к другому избирательному участку» - энергично рассказал страшную новость Дима. «Балбес, ты ведь рядом со мной живёшь, наш участок в бывшем Доме пионеров» - со знанием дела просветил я друга. «Ты сам то пойдёшь голосовать ? Я на машине, вас подброшу и потом домой отвезу» - предложил друг. «Папа пойдём!» - стала просить Катя. «Так и быть!» - выполнил я просьбу ребёнка. Когда мы добрались до избирательного участка и зашли в комнату для регистрации, доча разглядывая портреты кандидатов сказала: «Папа – восемь мальчиков и лишь одна девочка. Давай проголосуем за девочку!». Дима вместо меня ответил: «Катя за эту девочку, мы никогда голосовать не будем!». Я улыбнулся, вспомнив хит этой «девочки»: «Крым украинский и точка». Стоявший на входе офицер полиции заулыбался, слыша наши речи. Когда мы получили избирательные бюллетени, Катя опять по-детски звонко, показывая на фотографию знакомого ей кандидата, громко сказала: «Папа, а вот это наш президент Путин, зачем его выбирать?» Я тихо отвечал дочери: «Вот ты Катя всё про выборы и сказала. Сейчас не 1937 год, но здесь громко говорить нельзя». Зайдя в кабинку, мы совершили таинство голосования — дочка опустила в щель урны заполненные папой документы, в награду в буфете папа купил шоколадки и вкусное мороженное.

Все на выборы, господа и товарищи! Победа будет за нами!