А вы знаете, что именно отмечают 23 февраля?

Задавая этот вопрос детям, дату в нём можно заменить на любую другую праздничную, результат будет примерно одинаковым. Будьте морально готовы к неожиданным, оригинальным и даже парадоксальным ответам. (Исключение - Новый год).

Конечно, воспроизвести название праздника - День защитника Отечества - могут все, даже первоклашки и детсадовцы. Но вот о смысле праздника и о том, кого и с чем именно полагается в этот день поздравлять, версий много. Самые популярные:

  • поздравляют мужчин и мальчиков, потому что они сильные и смелые. На эту версию сразу поднимается волна возмущения и несогласия;
  • поздравляют пап и дедушек, потому что они служили в армии. Тут тоже сразу есть возражения "а мой не служил";
  • чтобы сделать мужчинам приятное, им дарят носки и то чем мыться. Здесь понятно, это дети делятся опытом собственных наблюдений. Соответственно, появляются альтернативные ответы типа "а мы своему торт подарили", "а нашему папе мама чемодан с отвертками купила".

Остальные версии примерно в том же направлении, из которых понятно, что о празднике ничего непонятно. Особенно, если найдется кто-то, кто скажет, что в этот день поздравляли его тётю/маму/бабушку, потому что она тоже военнослужащая. Когнитивный диссонанс, разрыв шаблона, непонимание.

Кстати, непонимание полностью понимаю и разделяю, поскольку детство моё прошло в военном гарнизоне. И о том, что среди военнослужащих много женщин, для которых 23 февраля - тоже праздник, у нас знали все. Ещё в те стародавние времена, когда это был День Советской армии и военно-морского флота.

А сейчас задала простейший вопрос детям - и стало понятно, что образ Защитника Отечества и соответствующий ему смысл праздника невероятно далек от носков, бритвенных принадлежностей и даже от чемодана с отвертками. И это при том, что перед длинными праздничными выходными всяких разных мероприятий, бесед, рассказов и показов по теме было много. Даже спектакль кукольный был - "Как заяц в армию служить ходил". Но и этого не хватило, чтобы понятие "защитник Отечества" как-то более-менее прижилось в сознании детей.

От лёгкой придурковатости к героизму

Понятно, что сам праздник 23 февраля относится в сравнительно недавнему историческому периоду. Но образ защитника Отечества - понятие гораздо более ёмкое, чем воин советской и современной российской армии. А раз а пониманием смыслов у нас пока не очень, обратиться надо к яркому и очевидному для детей примеру.

Что в связи с этим мы будем рассматривать на "Мире музея"? Разумеется, "Богатырей" Васнецова. И, конечно, слушать фрагмент "Богатырской симфонии" Бородина.

В. Васнецов "Богатыри" (Изображение из открытых источников)
В. Васнецов "Богатыри" (Изображение из открытых источников)
Об этой картине есть публикация на VK-версии "РеПродукции". Давно пора переработать её в полноценную статью для Дзен, но когда это случится - неизвестно. Поэтому пока можно прочитать небольшой обзор здесь.

Вообще, с "Богатырями" последние 20 лет очень тяжело. Потому что появилось вот это:

Кадр из мультфильма "Три богатыря" студии "Мельница" (изображение из открытых источников)
Кадр из мультфильма "Три богатыря" студии "Мельница" (изображение из открытых источников)

Эти мультяшные образы крепко сидят в памяти воображении детей. Тем более что всю серию историй от студии "Мельница" усердно показывают по телеканалам в дни гос.праздников, особенно 4 ноября и 23 февраля. Так что заместить, например, представление об Алёше Поповиче как о человеке с лёгкой придурковатостью или об Илье Муромце как о суеверном и наивном дяденьке невероятно сложно. Но попробовать можно.

Более-менее бодро обстоят дела с Ильёй Муромцем. Былины про него есть в школьной программе (правда, поданы весьма тоскливо, а провести интересный урок по древнерусской литературе а 3 и 4 классе - это особое мастерство). Но в целом дети его знают, относятся положительно, характеризуют как положено - "сильный, смелый, отважный, грозный, бесстрашный" и далее по списку.

Добрыня Никитин тоже вполне вписывается в образ защитника Отечества. Правда, у детей вызывают вопросы его "богатая одежда и нарядное оружие, и даже конь наряженный". В мультфильме, опять же, он позиционируется как более-менее адекватный персонаж.

С Алёшей Поповичем совсем тяжко. В мультфильме это вообще карикатура. А у Васнецова - ну посмотрите на Алёшу Поповича. Почему человек с такими скромными физическими данными оказался, хоть и младшим, но богатырём? Да потому что основная его богатырская сила - хитроумие и тактический обман.

Какие именно подвиги прославили богатырей? Об этом дети начинают спрашивать уже в середине занятия - когда, наконец, удается отвести из от мультяшных образов и историй, придуманных современными сценаристами. О подвигах можно прочитать в былинах. Сейчас есть много неплохих адаптаций, которые доступны младшим школьникам. Например, тексты в редакции Нечаева.

Три разных характера, три разные боевые тактики, три разные исторические эпохи - всё это есть на картине Васнецова. Что именно и насколько глубоко разбирать при рассматривании репродукции - зависит от возраста детей и их "насмотренности", опыта, привычки обращать внимание на детали.

Но доступное всем удивительное открытие - что богатырь и герой не всегда отличается высоким ростом и крепким телосложением.

23 февраля - не "день мужчин"

Вот с этим стереотипом тоже приходится работать отдельно. И после "Богатырей" Васнецова совершенно замечательно рассматривается вот этот групповой портрет:

С. Герасимов "Портрет Героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой" (1938-39 гг., Пермская художественная галерея). Изображение из открытых источников
С. Герасимов "Портрет Героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой" (1938-39 гг., Пермская художественная галерея). Изображение из открытых источников

Тут дети очень быстро обнаруживают удивительную деталь - Звезды Героя на груди у девушек. О том, как шло рассматривание и обсуждение этой картины в прошлом году с другими детьми, можно прочитать здесь:

Но тогда работа шла с детьми, которые посещали "Мир музея" второй год. А сейчас у меня все - новенькие. Но вдвойне удивительно было услышать от первоклашечки наблюдение:

А ведь эта картина очень похожа на "Богатырей" Васнецова! Только тут - богатырши!
Определенное сходство в композиции есть (изображения из открытых источников)
Определенное сходство в композиции есть (изображения из открытых источников)

Кстати, если обращаться к народному эпосу, о женщинах-богатырях тоже есть истории. Среди былинных героинь это дочери богатыря Микулы Селяниновича - Василиса Микулишна и её сестра Настасья Микулишна (между прочим, жена Добрыни Никитича).
По сюжету былины о Василисе Микулишне есть мультфильм. К сожалению, его знают намного меньше, чем новых "Богатырей". Пересмотрите сами и детям покажите, за него не стыдно.

Так что среди защитников Отечества немало было и женщин. В военной истории России есть множество тому доказательств. В общем, 23 февраля - не "мужской день", а праздник тех, кто хотя бы часть своей жизни посвятил военной службе.

Еще один выходной день, в который даже многие взрослые затрудняются объяснить, что именно празднуется - 4 ноября. О событиях, связанных с этой датой, можно прочитать здесь: