Найти в Дзене
Время Романовых

Фабрика «Жорж Борман». Как строилась шоколадная империя?

Вышедший сейчас на большие экраны фильм «Вонка» в очередной раз доказывает, что сладости любят по всему миру и вне зависимости от возраста. Ну согласитесь, среди вас точно найдется хотя бы несколько человек, кто смотрел все это сахарно-шоколадное великолепие, показанное в «Чарли и шоколадной фабрике», и хотел там оказаться. А еще лучше - иметь собственную кондитерскую империю. Кого-то такие мысли вполне себе удовлетворяют, другие же берут все в свои руки и строят шоколадный бизнес. В Российской империи одним из ведущих производителей разного рода сладостей был Григорий Николаевич Борман, открывший и развивший до небывалых масштабов свою фабрику «Жорж Борман». Во второй половине 19 и начале 20 веков это название было известно повсюду. Может, мы до сих пор покупали бы конфеты с его именем на упаковке, если бы не революция. Но начнем, пожалуй, с того, как все начиналось.

Григорий Борман родился в 1837 году в Санкт-Петербурге в семье фармацевта немецкого происхождения. Отец рассчитывал, что сын пойдет по его стопам, а чтобы привить самостоятельность урезал ему содержание. Еще будучи студентом естественнонаучного факультета, молодой человек устроился на подработку в магазин сладостей. И это мир его очаровал. Он так усердно подходил к своему делу, что владельцы лавки, не имея наследников, оставили бизнес ему. При этом в семье его занятие поначалу не воспринимали всерьез, называя «лодырем» и «никчемушником». Но сделать родственники ничего не могли - юноша был настроен решительно, им оставалось только его поддержать.

Сразу после окончания университета в 1862 году Борман открыл небольшой магазин на Невском проспекте. Название выбрал, лишь немного изменив свое имя - «Жорж Борман», ведь именно так его называли дома. В магазине была лишь одна машина для ручной выделки шоколада, так что все изделия он производил собственными силами и прямо на глазах у гостей. Шоколадные плитки, выпускаемые Борманом, очень понравились покупателям, так что спрос только увеличивался. Аромат из магазина разносился по всей улице, что приятно радовало прохожих. К тому же Георгий умел находить подход к каждому своему посетителю и был необыкновенно обходителен.

Шоколад в то время даже в Петербурге был по большей части импортным, так как качество отечественного явно проигрывало. Борману удалось изменить представление современников о российских сладостях, отчего его имя стало передаваться посредством «сарафанного радио».

Григорий Борман
Григорий Борман

В 1863 году на скромной фабрике работало всего 6 рабочих. Но на этом предприниматель не останавливался, превращая маленькое производство в крупную фирму. Доходы росли, а помимо этого Борман оказался на редкость везучим человеком - он купил лотерейный билет за 1 рубль и смог выиграть 75 000 рублей.

Полученные средства Борман пускал в оборот, развивал свой бизнес и в 1866 году уже приобрел шоколадную фабрику на Английском проспекте. На втором этаже производства он обустроил собственную квартиру. В 1872 году к фабрике были пристроены новые корпуса. Вскоре выкупились и расположенные по соседству здания. Выпускали там шоколад, конфеты, мармелад, пастилу и т.д. Георгий Николаевич говорил: «Достоинство шоколада зависит от выбора материала, что влияет на различный аромат и вкус, при этом дешевые сорта составляются из двух, дорогие — из пяти и более сортов какао». Он действительно всегда отказывался от добавления всяких примесей в свои продукты и использовал только высшие сорта ингредиентов.

-3

В 1869 году Борману была присвоено звание купца 2-й гильдии. А в 1870 году на проходившей в Петербурге Всероссийской выставке продукция фирмы «Жорж Борман» получила бронзовую медаль. В 1876 году Григорий Николаевич стал официально поставщиком императорского двора и получил право изображать герб на своих продуктах. В Апраксином дворе был обустроен склад продукции кондитерской фабрики, а через два года такие же открылись в Москве и Нижнем Новгороде. Оттуда было удобнее распространять товары по местным магазинам и мелким лавочкам. В 1895 году Борман получил две золотые медали на выставке в Париже и почетный диплом с медалью в Чикаго.

В 1895 году было учреждено товарищество «Жорж Борман» с уставным капиталом в 1,6 миллиона рублей. Вместе с Григорием Николаевичем управлять им стал его сын Георгий, который получил специальное образование в Европе. Именно при нем фабрика получила свой наибольший расцвет. Он открыл еще одно производство в Харькове и два крупных магазина там же. Почему в Харькове? Сырье и рабочие руки стоили там дешевле, а спрос был велик.

Число работников, кстати, тогда уже превышало 2000 человек. В день фирма выпускала до 4 тонн кондитерских изделий. Было введено правило: работники, прослужившие у Борманов 25 лет, могли рассчитывать на пенсионное содержание. При фабриках существовали библиотеки, детские сады и ясли, а также воскресная школа. В случае болезни сотрудникам выплачивали полный оклад в течение полутора месяцев, а потом еще полтора месяца - половину оклада. В предпраздничные дни рабочие дни сокращали. Тогда такие вещи были редкостью.

На фабриках всегда старались поддерживать идеальную чистоту и порядок. За несоблюдением правил обязательно шло увольнение. А в магазинах сотрудницы в белых халатах аккуратно раскладывали сладости по жестяным банкам и каждую конфету заворачивали в фирменную обертку.

-4

-5

-6

-7

К 1912 году фирма имела 10 магазинов в столице. Те, что находились на центральных улицах, были большими и богато устроенными, отдаленные же были меньшего размера и гораздо скромнее. Но все они уже имели огромный ассортимент товаров, доступных широкому кругу: бисквитные изделия, шоколадные конфеты, карамели, монпансье, леденцы, кофе, какао, пастилу, вафли, пряники… Для производства пастилы и мармелада ежегодно закупались огромные урожаи яблок в Курской и Могилевской областях.

Цены варьировались от 65 копеек до 1 рубля 75 копеек. Остатки неиспользованного в работе шоколада нередко собирали работники и выдавали прохожим детям прямо из окон магазинов.

На постоянно модернизировавшейся фабрике даже изготавливали собственный клюквенный экстракт. Владельцы старались, чтобы все соответствовало последнему слову техники, и сочетали ручной труд с механическим, где это было возможно. Основной особенностью стал внедренный в производство паровой котел мощностью более чем в 30 лошадиных сил. Кроме установок для создания шоколада и бисквита работало несколько больших меланжеров и машин для обработки какао, а масло давилось при помощи гидравлических прессов. Карамель и монпансье производили на вакуумных аппаратах. Холодильники и печи работали без остановки. И только обслуживанием всех этих аппаратов занимались порядка 800 рабочих. А в магазинах и на складах сотрудников было около сотни.

-8

Большую роль играла упаковка: яркие, красочные картинки, интересные сюжеты привлекали внимание покупателей. Использовались бонбоньерки из атласа и шелка, бархат с металлической отделкой, украшения из искусственных цветов и художественная литография. Все это создавалось в специально оборудованных цехах. Порой доходило до того, что упаковка была дороже самой продукции. Но высокое качество сыграло свою роль: знаменитые жестяные коробки Бормана находили свое применение в быту и некоторые из них даже неплохо сохранились по сей день.

Причем Борман хотел, чтобы этикетки были не только запоминающимися, но и познавательными. Например, он выпускал монпансье с изображением портретов русских писателей и цитатами из произведений. Были серии шоколада «Географический атлас», «Коллекция жуков», «Народы Сибири». На этикетках серии «Бумажный петух» печаталась наглядная инструкция по изготовлению бумажной куклы. Любители продукции Бормана собирали целые коллекции из его упаковок.

А серия шоколада «Детский волшебник» содержала инструкции для юных потребителей с занимательными физическими опытами. Пользовалась она спросом не только в России, но и во Франции и Германии. Мне удалось найти все эти этикетки:

-9

-10

-11

-12

-13

-14

-15

-16

-17

-18

-19

-20

-21

-22

В годы Первой Мировой войны особой популярностью пользовались конфеты «Военная жизнь», на которых использовались настоящие черно-белые фотографии военной тематики. Попав в самую животрепещущую для общества тему, Борман увеличил прибыль на 173 тысячи рублей (в 1915 году она составила почти 730 000).

А вот другая серия шоколада, названная «Национальный»:

-23

-24

-25

-26

-27

-28

-29

-30

-31

Товарищество «Жорж Борман» с фантазией подходило и к собственной рекламе. Например, они были первыми, кто запустил по городу большие грузовые автомобили с рекламой своей продукции. Плавали и фирменные пароходы компании. Всегда приметно украшались витрины и вывески магазинов, печатались большие плакаты. Помимо стандартных рекламных объявлений в газетах и журналах компания «Жорж Борман» публиковалась в путеводителях, справочниках, календарях, расписаниях и даже на почтовых карточках.

Обходилось это в крупные суммы - только в 1899 году на маркетинг было затрачено 75 000 рублей.

-32

-33

В 1898 году на углу Невского проспекта и Надеждинской улицы (теперь это улица Маяковского) установили необычный объект - автомат по продаже шоколада. Принадлежал он, конечно, фирме Борманов. Называлась чудо-машина «Домик братьев Гримм», что сразу отсылало и к знаменитым сказкам, и к немецкому происхождению владельца. 170-сантиметровый металлический домик с черепичной крышей принимал только монеты номиналом 15 копеек, столько и стоила плитка шоколада. Нужно было поместить монету в отверстие и повернуть ручку, после чего открывался щиток и выдвигалась плитка шоколада. Казалось бы, все предельно просто. При этом были настолько влюбленные в сладкое и не особо понимавшие механику граждане, которые умудрялись просовывать рублевые и даже трехрублевые купюры. Ажиотаж вокруг объекта был такой, что в какой-то момент пришлось выставить жандармов для охраны аппарата. Но и это не мешало публике образовывать очереди как днем, так и ночью. Из-за этого автомат периодически ломался, а чинившие его мастера шутили, что им бы тоже хотелось иметь такую машину, только чтобы вместо шоколада оттуда вылетала «рюмка водки с бутербродом». Предполагалось, что только на Невском проспекте появится еще 40 таких шоколадных автоматов, но осуществить задуманное так и не успели.

-34

Григорий Борман скончался в 1918 году в Харькове и был похоронен на Лютеранском кладбище. В том же году умерла и его вторая жена, которая была младше него на 16 лет и приходилась ему родной племянницей. У них был сын, который по словам страдал «умственной неполноценностью», но о его дальнейшей судьбе ничего не известно.

Георгий Борман покинул Россию еще в 1917 году и поселился во Франции, где также открыл кондитерский магазин, ставший одним из лучших в Париже. Но масштабы, конечно, были уже не те. Он умер в 1952 году, до конца жизни занимаясь все тем же делом.

Любопытный факт: в поселке Комарово находятся особняк, который когда-то принадлежал Георгию Борману. Он был оставлен владельцем и перешел в собственность государства. После войны в него стали селить петербургских руководителей. Несмотря на то, что объект входит в реестр памятников культурного наследия, попасть туда вряд ли удастся.

-35

Что касается компании, то она тоже была национализирована новой властью. В Петербурге вместо «Жорж Борман» появилась «Кондитерская фабрика имени К.Самойловой». Рабочие, вопреки ожиданиям, поначалу не хотели подчиняться новой системе. Вскоре из-за отсутствия сырья работа и вовсе встала, и народ разъехался. Когда предприятие вернулось в строй, на него были приняты новые сотрудники, более лояльные к большевистской партии. После еще ряда переименований и смен владельцев (уже после распада Советского Союза) фабрика вошла в состав предприятий «Красного Октября».

Предприятие в Харькове стало именоваться «Кондитерской фабрикой Октябрь», ныне она известна как «Харьковчанка». Один из магазинов там хоть и сменил название, до сих пор сохранил изначальные интерьеры.

На Английском проспекте сейчас действует музей «Шоколадные истории Жоржа Бормана», в котором посетителям рассказывают историю появления шоколада в России и этапах развития предприятия. В конце каждый получает сладкий подарок.