Рынок запчастей опять трясет. На этот раз не иностранные партнеры, а собственные инициативы. Минпромторг рассматривает возможность ограничить перечень товаров для параллельного импорта. В нынешней редакции идея приведет к росту цен — считают эксперты. А можно обойтись без этого?
Ограничение параллельного импорта
Представители Минпромторг обсуждают возможность исключить некоторые бренды из Перечня с Ассоциацией «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и Союзом Автосервисов. Предположительно, для защиты российских производителей автокомпонентов.
За последние несколько лет временный отказ от интеллектуальной собственности при ввозе запчастей показал свою эффективность. Список товаров неоднократно дополнялся с учетом потребностей рынка, в том числе при участии того же Союза Автосервисов. В нынешнем виде (приказ Минпромторга России от 21 июля 2023 года) он довольно полный, а любое сокращение приведет к большим изменениям на рынке.
Могут ли местные производители запчастей заместить зарубежных?
Мнение бизнес-сообщества об инициативе неутешительно:
"Из всех запасных частей, используемых в отрасли для ремонта автомобилей, поставляемых по параллельному импорту, РОАД и Союз автосервисов не видят ни одного бренда, чья продукция полностью по всем артикулам замещена российскими производителями" (письмо в Минпромторг).
Заместитель генерального директора ЕвроАвто и член правления Союза автосервисов России Илья Плисов пояснил, что сегодня нет поартикульной таможенной защиты российских производителей.
"Мы видим правильное направление движения в мерах защиты отечественных предприятий, однако традиционный подход с повышением пошлин на ввоз по всей группе товара по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), с нашей точки зрения, опасен. Дело в том, что местные автокомпонентные предприятия занимают не более 5% оборота послепродажного обслуживания автомобилей, а это значит, что при таком подходе более 90% запчастей просто подорожает для всего рынка. Поэтому Союз выдвигал проект поартикульной защиты местных производителей. Цель — поддерживать товар, который уже изготавливается на территории РФ".
Разнообразие автопарка России таково, что по каждой группе — колодки, фильтры, тормозные диски, и т.п. — необходимый ассортимент исчисляется примерно тысячей артикулов. Весьма вероятен сценарий, при котором локальные производства будут работать только с самыми популярными 10-20% артикулов. По остальным они не смогут выиграть конкуренцию. Получается, дополнительные пошлины в разрезе кода ТН ВЭД ударят в первую очередь по потребителю.
Поартикульный подход
После ухода с российского рынка зарубежных производителей запчастей российские заводы осваивают выпуск автомобильных комплектующих. Но начало изготовления каждого нового артикула — это дорого. Без гарантии сбыта ни одно предприятие не возьмется за это. Почему? Потому что они тут же столкнуться с глобальными конкурентами на местном рынке, которые годами отрабатывали эффективную бизнес-модель, завоевывали доверие клиента и наращивали масштаб. Для сравнения обороты топовых компаний из их отчетов: Continental 40 миллиардов евро (план 2023), ZF 23,3 млрд евро (2023 г.), Valeo 20 млрд (2022 г.), тормозная система TMD Friction 736 млн евро (2019 г.).
"Отрасль только начинает свой путь в новейшей истории. Очевидно, что без протекционистских мер вложения в предприятия могут оказаться неэффективными. Мировые компании обладают экспертизой и пользуются эффектом масштаба. Так в прошлые годы иностранным компаниям удавалось вытеснять даже традиционно «жигулевских» производителей по элементам подвески, сцеплению, фильтрам и другим товарным группам", — отмечает Илья Плисов.
В этой ситуации новичок непрогнозируемо долго выводит на рынок продукт и еще дольше — возвращает инвестиции. В идеале для их защиты нужно вводить именно поартикульную защиту. Это позволит планово выводить на рынок товар за товаром небольшими категориями и удерживать цены.
Также мировая практика показывает, что каждую позицию должно производить несколько предприятий. Конкуренция не даст упасть качеству, а рост цен на ввоз импортных аналогов поможет быстро нарастить объемы и вернуть инвестиции.
Стоит отметить, что прежде основные меры поддержки были сфокусированы на автопроизводителях. В прошлом году российский автопром вырос на 16%, в 2024-м инициативы государства пролонгированы. Для поддержания производства автокомпонентов создана специальная программа Фонда развития промышленности. По ней уже поддержали 31 проект на 53 млрд рублей.
Для чего нужны ограничения импорта?
С выгодой для местных производств картина ясна, но есть ли другие плюсы от пересмотра перечня для параллельного импорта? Ограничение позволяет решить несколько задач, рассказал Илья Плисов. Во-первых, снизить количество контрафакта, как ввозимого через таможню, так и изготовленного внутри страны. Во-вторых, отдать управление ценами производителям легальной продукции. В третьих, возложить на импортера и производителя гарантийные обязательства.
Главное — правильная формулировка, которая не даст ценам взлететь вверх. Прислушаются ли к бизнесу в Минпромторге? Будем следить за новостями вместе с вами.