10-й зал нашего музея посвящен Битве за Москву – одному из ключевых событий Великой Отечественной Москвы. Наблюдательный посетитель легко найдет в экспозиции вещи, которые принадлежали прославленному генералу Льву Михайловичу Доватору: его башлык и шашку. Имя Доватора уже при жизни было известно многим. Легендарный кавалерист, не знавший страха, всегда впереди своих всадников – он словно олицетворял собой лучшие качества воина. Сегодня мы хотим вспомнить об этом советском командире.
Будущий военачальник появился на свет 20 февраля 1903 года в селе Хотино Витебской губернии (современная Белоруссия). Наверное, мало кто тогда мог представить, какое будущее ждет простого крестьянского паренька. Как и большинство сверстников, Лева помогал своим родителям в поле, затем работал на льнопрядильной фабрике в Витебске. Однако уже тогда Доватора отличали незаурядные организаторские способности. В 19 лет он возглавил комсомольскую организацию в родном селе.
В 1924 году Лев был призван в Красную Армию. Первоначально его назначили завскладом при штабе кавалерийской дивизии. Подучившись, молодой человек стал инструктором-химиком, а затем и командиром химвзвода. Но не к этому лежала душа Доватора. Он мечтал стать настоящим боевым кавалерийским командиром и добился своего. В 1926 году Льва Михайловича направили в Ленинградскую высшую кавалерийскую школу комсостава РККА. Там он сразу почувствовал себя, что называется, на своем месте. Кавалерийская наука давалась ему легко, а с лошадьми он отлично ладил. Со временем Доватор сталотличным наездником, признанным мастером джигитовки.
Затем была служба на различных командных должностях на Северном Кавказе и в Забайкалье. Везде будущего генерала отличали исключительная работоспособность, дисциплинированность, широкий кругозор, искренняя забота о подчиненных и лошадях. Талантливого командира заметило начальство. В 1936 году он был отправлен на обучение в кузницу командных кадров РККА – Военную академию имени М. В. Фрунзе.
В марте 1941 года наш герой был назначен на должность начальника штаба 36-й кавалерийской дивизии. Однако в первые дни войны в боях он не участвовал, находясь на лечении в Москве госпитале, а дивизия, в которой Лев Михайлович служил, быстро оказалась в окружении. В итоге Доватор был зачислен в распоряжение штаба Западного фронта и впервые отличился в оборонительных боях на Соловьевской переправе через Днепр в июле 1941 года. Вскоре его грудь украсил орден Красного Знамени.
Казалось бы, на дворе 40-е годы XX века – на поле боя господствуют танки, авиация и дальнобойная артиллерия. То есть, роль кавалерии должна быть незначительной. Однако Лев Михайлович думал по-другому. Он считал, что у конницы еще есть большой потенциал. Главное, правильно его использовать, и тогда можно успешно бить врага. В августе 1941 года Доватор сформировал Оперативную кавалерийскую группу в составе 29-й армии. С ней он отправился в рейд по глубоким тылам немцев на Смоленщине.
Конники Доватора появлялись внезапно в десятках километров от линии фронта, нарушали коммуникации, уничтожали штабы, склады, транспорт и живую силу противника. За время рейда было ликвидировано 9 немецких танков, 200 машин и свыше 2500 солдат и офицеров противника. На фоне поражений Красной Армии успешный рейд Доватора имел и важнейший моральный эффект.
Льву Михайловичу было присвоено звание генерал-майора. В сентябре — октябре «группа Доватора» приняла участие в тяжёлых оборонительных боях в районе рек Межа и Лама. При этом кавалеристы вели маневренные бои. Они внезапно появлялись на наиболее угрожаемых участках фронта и наносили разительные удары по фашистам. Ошеломленный враг еще не мог прийти в себя – а всадники генерала были уже в другом месте. Не раз они прикрывали отход наших пехотных частей, бросаясь в стремительные атаки на врага.
В ноябре Оперативная кавалерийская группа 29-й армии была преобразована в 3-й кавалерийский корпус, а меньше, чем за неделю ему было присвоено почетное гвардейское звание. О подвигах Доватора и его всадников вскоре узнала вся страна. 11 декабря во время советского контрнаступления под Москвой генерал повел свой корпус в новый рейд по вражеским тылам. К сожалению, эта операция стала для него последней.
19 декабря, готовя атаку на деревню Палашкино, Лев Михайлович решил лично осмотреть в бинокль позиции противника. Внезапно гитлеровцы открыли пулеметный огонь, в результате которого генерал был смертельно ранен. 21 декабря 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Вечная память Льву Михайловичу Доватору!
Знаете ли вы, что:
- Фамилия Доватор, по данным некоторых генеалогов, происходит от французского офицера де Вотура (De Vautour). Последний был ранен при отступлении армии Наполеона из России, и его приютил шляхетский род Вишневских в Белоруссии, с которым француз и породнился. У следующих поколений рода фамильное имя преобразовалась в Довату́р или Дова́тор (со свойственным польскому языку ударением на предпоследний слог).
- Под псевдонимом «Лесник» Доватор сражался в Испании на стороне республиканского правительства. Будущий военачальник принимал участие в диверсионных операциях в тылах франкистов и изучал использование противником марокканской кавалерии. Впоследствии испанский опыт помог генералу в организации рейдов по тылам противника во время Великой Отечественной войны.
- Лев Михайлович привлекался к съемкам в кино. Он готовил кавалеристов для участия в конных сценах фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Легенда гласит, что в трюковых сценах Доватор был дублером артиста Николая Константиновича Черкасова – исполнителя главной роли. Впрочем, свидетели съемок и близкие Доватора этого не подтверждали.
- По некоторым данным, за голову Доватора немцами была назначена награда в 100 000 рейхсмарок.
- Похоронен генерал на Новодевичьем кладбище рядом с еще двумя героями битвы за Москву: летчиком Виктором Васильевичем Талалихиным и генералом Иваном Васильевичем Панфиловым.