В начале февраля в Краснодаре в пространстве Zanoza открылась выставка «[НЕ]красивый портрет» художницы Светланы Рощенко. Учитывая то, что в наше время жанр портрета – не самый востребованный (если не считать потоки всяческой подарочной и салонной халтуры), и мы безусловно далеки от тех эпох, которые связаны с его расцветом, решиться на выставку, в рамках которой ничего кроме портретов не представлено – большая смелость. Аннушка Искусствоведьма решила поговорить с художницей, и узнать, что она сама думает об этом жанре, а также об использовании в работе фотографий.
Света, у тебя открылась персональная выставка акварельных портретов, и мне очень хочется поговорить с тобой об этом, потому что ни для кого не секрет, что в современном искусстве дела с этим жанром обстоят совсем неважно - это чаще всего либо откровенная халтура из серии "нарисуем портрет твоей жены по фотографии", либо неироничный китч или беспомощные потуги. Расскажи, как ты пришла к портрету?
Все началось с того, что я решила поступать на живописное отделение Краснодарского художественного училища. В те времена, чтобы поступить туда, нужно было сдавать фигуративную композицию, и я усиленно начала делать наброски людей. Каждый человек по-своему интересен, я видела в каждом нечто уникальное. Все в училище знали меня как студентку, которая все время делает наброски людей. Я рисовала, утрируя особенности внешности, поэтому получались очень выразительные работы. Осознание того, что портрет для меня - особенный жанр, пришло во времена обучения в академии Репина. Грамотные постановки и опытные, талантливые преподаватели помогли мне развить техническую часть и тогда все сошлось - я смогла передавать в точности те образы, которые складывались в моем сознании. Уже тогда в академических постановках я стремилась не только к передаче внешности, - гораздо важнее для меня было вдохнуть в портрет настроение и создать образ. Также я любила подмечать характерные детали в лице или в одежде.
Вспомнился такой эпизод: однажды я очень увлеченно писала очередной портрет в аудитории, и в какой-то момент почувствовала, что за моей спиной что-то происходит. Я повернула голову, а там собралась половина группы. Они смотрели как я пишу, некоторые пытались подражать моей манере, это было забавно. Я же никогда не любила подражать кому-то. Это для меня всегда был принципиальный момент. Когда я училась, процесс был таким: я придумывала как должна выглядеть моя работа в итоге, а затем подбирала методом проб и ошибок как технически этого можно достичь. В те годы я писала маслом, а акварелью начала писать очень спонтанно. В 2018 году я однажды достала свою старую акварель, акварельной бумаги под рукой не было, и я написала портрет на простой желтой бумаге для набросков. С того года я постоянно пишу портреты тех, кто меня вдохновляет. Я не могу не делать этого! Это внутренняя потребность. Жанр портрета стал для меня чем-то очень личным, только моим, отдельным от нашей совместной с Александром Рощенко деятельности. Хочу отметить что для меня нет принципиальной разницы какой краской писать, или чем рисовать, - я могу рисовать всем на всём.
Мне кажется что техника в которой ты создаешь портреты, очень созвучна современной динамичности и легкомысленности селфи, но учитывая то что вся эта масса фотографий в итоге просто лежит мертвым грузом в памяти смартфона, ценность созданного умелыми руками и «умными» глазами портрета кажется вполне очевидной. Однако при этом сравнении смартфонной/айфонной фотографии и акварельного портрета, в твоем случае есть и прямая взаимосвязь - ты часто создаёшь портреты именно по фотографиям, хотя при этом качество и живость от этого не страдают. Часто говорят, что портрет по фотографии - это не супер, но ты опрокидываешь эту точку зрения. Что ты сама обо всём этом думаешь?
Я хочу оставить в вечности, отразить какое-то красивое мгновение или эмоцию. Часто это невозможно сделать с натуры, потому что позируя, человек волнуется, или находится в зажатом состоянии, или не в том настроении, а мне очень важен именно такой миг – спонтанной красоты. Тут нечего скрывать, - я пользуюсь фотографией, потому что это удобно, а на технику и смыслы это не влияет. Как я уже говорила, я точно знаю, что и как хочу отразить в портрете каждого конкретного человека, а фотография – лишь некая основа, от которой я отталкиваюсь. В этом смысле хорошая база классического образования и знание анатомии играют мне на руку. И да, для меня очень важна эта легкость и иногда ощущение незавершенности в портретах. На мой взгляд этот прием хорошо передает ритм нашего времени.
Я сейчас с твоей подачи вспомнила про работы Уорхола (я имею ввиду то, что он работал в основном по фотографиям), или некоторые работы Герхарда Рихтера. Они не боялись создать что-то вторичное по отношению к фотографии, потому что все эти изображения у них проходили сквозь некий авторский "фильтр" и в то же время сильнее связывали произведения с современными реалиями и тем, что в этих реалиях происходит с образами. Я так понимаю, что ты тоже не боишься попасть в эти сети вторичности. А какие фотографии ты выбираешь ? По какому принципу? Если вдруг классный фотопортрет какого-то человека сделал известный фотограф, ты возьмешь его за основу для портрета, или тебе ближе какие-то более любительские вещи, селфи и тд.?
Про авторский фильтр это прямо в точку, и именно поэтому я бы не побоялась использовать снимок профессионального фотографа. Я однажды писала с такой фотографии, и кстати фотографу очень понравилось. Но если честно, конечно лучше писать по любительским фото, ведь в них столько жизни! Одна только сложность - некоторые фото получаются очень низкого качества и тогда я не могу использовать их. Мне очень важны детали - и телесные, и в одежде. А в целом выбор фотографии происходит очень быстро – либо при взгляде на фото перед глазами сразу возникает образ – «мой» образ, либо в фотографии уже все «сказано» и мне неинтересно. Как-то так я это чувствую.
Твоя нынешняя выставка называется "[НЕ] красивый портрет". Почему так?
Люди делятся на два типа: кому-то очень нравятся мои портреты, а кому-то очень не нравятся, именно поэтому я так назвала выставку. Идея в том, что мы все по-разному понимаем красоту, и я не собираюсь доказывать, что мои портреты красивые, я просто знаю, что они такие, но никому ничего не навязываю. В общем на этом и строится игра в этом названии.
Если людям не нравятся их портреты, созданные тобой, как ты на это реагируешь?
Заказные портреты всем нравились, скорее всего потому, что эти люди уже примерно знали, что будет в итоге. А вот с творческими были ситуации… Кто-то тактично пытался объяснить, что же мне нужно поправить, чтобы стало «хорошо». Кто-то просто выразительно молчал. Я понимаю людей, которым не нравятся мои портреты, знаю почему им не нравится, но я и не стараюсь чтобы мои работы нравились всем.
В твоих портретах ощущается попытка передать некий момент и подчеркнутая легкость исполнения, а также любовь к свету. Скажи, ты чувствуешь преемственность, связь с кем-то из мира искусства? И вообще, есть ли у тебя какие-то ориентиры?
Нет. У меня в характере есть такая черта - я не приемлю подражания кому-либо. Я изначально шла от собственных ощущений и натуры, материала, с которым работала. Мне всегда важно, чтобы мои работы были в гармонии со мной. Познания в истории искусства и знакомства с разными художниками идут параллельно, но они скорее помогли мне понять, что возможно все и дали ощущение свободы выбора техники после обучения строгой классической живописи.
А кто из современных художников, занимающихся созданием акварельных или живописных портретов, кажется тебе наиболее интересным?
Современные авторы акварелисты… я мало знаю таких, но те, кто попадаются на просторах интернета не вдохновляют меня. В них мне все понятно, хотя мастерство порой превосходное. Мои портреты отличаются, как мне кажется, тем, что я не зацикливаюсь на чисто технической части, я не стремлюсь к званию лучшего акварелиста, мне просто в данный период удобно писать акварелью. Может потом я буду создавать портреты, используя другие материалы...
Ну а вообще, в том, что касается портретов, мне близка Кете Кольвиц. Ее работы поразили меня очень давно, еще в годы обучения в училище. Также мне нравятся портреты Артура Фонвизина, но, как видишь, я не подражаю ни одной, ни другому.
Во многих твоих работах (я имею в виду не портреты, а пейзажи, работы с фигурами стрелков в пейзаже и тд.) есть отсылки к абстрактному экспрессионизму (вспоминается прежде всего живопись действия Джексона Поллока). Чем тебя привлекает этот тип абстракции?
Да, элементы абстрактного экспрессионизма присутствуют в моих работах. Эти приемы мне просто необходимы, потому что я люблю, когда в работе сочетается практически нерукотворная экспрессия и кропотливый ручной труд, люблю находить баланс этих противоположностей. Скорее всего это так же связано с моей личностью, я очень контрастный человек.
Ты и твой муж Александр Рощенко участвуете в проекте "Русский стиль: Сталь", где представлены плитники бронежилетов, которые художники превратили в художественные произведения. У вас и раньше было много работ, связанных с образами воинов, стрелков (например серия "Опасный луг") - это до недавнего времени была не самая распространенная тема в современном русском искусстве, но вы начали её ещё до СВО. В начале СВО у тебя кстати были некоторые акварельные портреты военных. Расскажи немного об этой теме в твоём/вашем творчестве.
Стрелков из серии «Опасный Луг» мы начали писать с 2018 года. В целом их символическое значение было и остается таким – наблюдатель, свидетель. А вот серия акварелей с изображением воинов («Воин и смерть») имеет другой смысловой посыл - эти работы о силе духа, смелости даже перед лицом смерти (в 2021 году умер мой отец, отчасти эти работы еще и об этом).
На твой взгляд, какая роль у искусства в современном мире?
Я считаю, что роль искусства в следующем – через красоту нести в мир великие смыслы, связанные с верой, любовью, правдой, ценностью жизни. Звучит достаточно просто, но задача тем не менее довольно сложная, потому что эти смыслы в современном мире крайне непопулярны, воспринимаются в упрощенном виде, а то и вообще не воспринимаются. Если говорить о красоте, то и в своих, и в совместных с Александром Рощенко работах, я всегда стремлюсь к тому, чтобы присутствовала эстетика живописной поверхности, то есть то, что связано с техническими моментами.
Работы Светланы Рощенко можно увидеть на выставке «[НЕ]красивый портрет» в Краснодаре в пространстве Zanoza до конца марта, а также в рамках проекта «Русский стиль: Сталь», выставки которого будут проходить в разных городах России (первая выставка "Русский стиль: Сталь" сейчас проходит в Казани в Национальной библиотеке Республики Татарстан – с 12 по 29 февраля), так что следите за новостями.
телеграм Светланы Рощенко: t.me/roshchenko_a_s
сайт Светланы Рощенко: http://roshchenko.sveta.tilda.ws/