Найти тему

«О [НЕ]красивых портретах, фотографии и многом другом». Интервью со Светланой Рощенко.

В начале февраля в Краснодаре в пространстве Zanoza открылась выставка «[НЕ]красивый портрет» художницы Светланы Рощенко. Учитывая то, что в наше время жанр портрета – не самый востребованный (если не считать потоки всяческой подарочной и салонной халтуры), и мы безусловно далеки от тех эпох, которые связаны с его расцветом, решиться на выставку, в рамках которой ничего кроме портретов не представлено – большая смелость. Аннушка Искусствоведьма решила поговорить с художницей, и узнать, что она сама думает об этом жанре, а также об использовании в работе фотографий.

"Сибирское солнце" (30х20 см.). Бумага, акварель. 2023 г. Светлана Рощенко
"Сибирское солнце" (30х20 см.). Бумага, акварель. 2023 г. Светлана Рощенко

Света, у тебя открылась персональная выставка акварельных портретов, и мне очень хочется поговорить с тобой об этом, потому что ни для кого не секрет, что в современном искусстве дела с этим жанром обстоят совсем неважно - это чаще всего либо откровенная халтура из серии "нарисуем портрет твоей жены по фотографии", либо неироничный китч или беспомощные потуги. Расскажи, как ты пришла к портрету?

Все началось с того, что я решила поступать на живописное отделение Краснодарского художественного училища. В те времена, чтобы поступить туда, нужно было сдавать фигуративную композицию, и я усиленно начала делать наброски людей. Каждый человек по-своему интересен, я видела в каждом нечто уникальное. Все в училище знали меня как студентку, которая все время делает наброски людей. Я рисовала, утрируя особенности внешности, поэтому получались очень выразительные работы. Осознание того, что портрет для меня - особенный жанр, пришло во времена обучения в академии Репина. Грамотные постановки и опытные, талантливые преподаватели помогли мне развить техническую часть и тогда все сошлось - я смогла передавать в точности те образы, которые складывались в моем сознании. Уже тогда в академических постановках я стремилась не только к передаче внешности, - гораздо важнее для меня было вдохнуть в портрет настроение и создать образ. Также я любила подмечать характерные детали в лице или в одежде.

Светлана Рощенко
Светлана Рощенко

Вспомнился такой эпизод: однажды я очень увлеченно писала очередной портрет в аудитории, и в какой-то момент почувствовала, что за моей спиной что-то происходит. Я повернула голову, а там собралась половина группы. Они смотрели как я пишу, некоторые пытались подражать моей манере, это было забавно. Я же никогда не любила подражать кому-то. Это для меня всегда был принципиальный момент. Когда я училась, процесс был таким: я придумывала как должна выглядеть моя работа в итоге, а затем подбирала методом проб и ошибок как технически этого можно достичь. В те годы я писала маслом, а акварелью начала писать очень спонтанно. В 2018 году я однажды достала свою старую акварель, акварельной бумаги под рукой не было, и я написала портрет на простой желтой бумаге для набросков. С того года я постоянно пишу портреты тех, кто меня вдохновляет. Я не могу не делать этого! Это внутренняя потребность. Жанр портрета стал для меня чем-то очень личным, только моим, отдельным от нашей совместной с Александром Рощенко деятельности. Хочу отметить что для меня нет принципиальной разницы какой краской писать, или чем рисовать, - я могу рисовать всем на всём.

"Муза художника" (30х20 см.). Бумага, акварель. 2023 г. Светлана Рощенко
"Муза художника" (30х20 см.). Бумага, акварель. 2023 г. Светлана Рощенко

Мне кажется что техника в которой ты создаешь портреты, очень созвучна современной динамичности и легкомысленности селфи, но учитывая то что вся эта масса фотографий в итоге просто лежит мертвым грузом в памяти смартфона, ценность созданного умелыми руками и «умными» глазами портрета кажется вполне очевидной. Однако при этом сравнении смартфонной/айфонной фотографии и акварельного портрета, в твоем случае есть и прямая взаимосвязь - ты часто создаёшь портреты именно по фотографиям, хотя при этом качество и живость от этого не страдают. Часто говорят, что портрет по фотографии - это не супер, но ты опрокидываешь эту точку зрения. Что ты сама обо всём этом думаешь?

Я хочу оставить в вечности, отразить какое-то красивое мгновение или эмоцию. Часто это невозможно сделать с натуры, потому что позируя, человек волнуется, или находится в зажатом состоянии, или не в том настроении, а мне очень важен именно такой миг – спонтанной красоты. Тут нечего скрывать, - я пользуюсь фотографией, потому что это удобно, а на технику и смыслы это не влияет. Как я уже говорила, я точно знаю, что и как хочу отразить в портрете каждого конкретного человека, а фотография – лишь некая основа, от которой я отталкиваюсь. В этом смысле хорошая база классического образования и знание анатомии играют мне на руку. И да, для меня очень важна эта легкость и иногда ощущение незавершенности в портретах. На мой взгляд этот прием хорошо передает ритм нашего времени.

"Против света. Аннушка Искусствоведьма" (26х26 см.). Бумага, акварель. 2022 г. Светлана Рощенко
"Против света. Аннушка Искусствоведьма" (26х26 см.). Бумага, акварель. 2022 г. Светлана Рощенко

Я сейчас с твоей подачи вспомнила про работы Уорхола (я имею ввиду то, что он работал в основном по фотографиям), или некоторые работы Герхарда Рихтера. Они не боялись создать что-то вторичное по отношению к фотографии, потому что все эти изображения у них проходили сквозь некий авторский "фильтр" и в то же время сильнее связывали произведения с современными реалиями и тем, что в этих реалиях происходит с образами. Я так понимаю, что ты тоже не боишься попасть в эти сети вторичности. А какие фотографии ты выбираешь ? По какому принципу? Если вдруг классный фотопортрет какого-то человека сделал известный фотограф, ты возьмешь его за основу для портрета, или тебе ближе какие-то более любительские вещи, селфи и тд.?

Про авторский фильтр это прямо в точку, и именно поэтому я бы не побоялась использовать снимок профессионального фотографа. Я однажды писала с такой фотографии, и кстати фотографу очень понравилось. Но если честно, конечно лучше писать по любительским фото, ведь в них столько жизни! Одна только сложность - некоторые фото получаются очень низкого качества и тогда я не могу использовать их. Мне очень важны детали - и телесные, и в одежде. А в целом выбор фотографии происходит очень быстро – либо при взгляде на фото перед глазами сразу возникает образ – «мой» образ, либо в фотографии уже все «сказано» и мне неинтересно. Как-то так я это чувствую.

"Ника" (26х26 см.). Бумага, акварель. 2022 г. Светлана Рощенко
"Ника" (26х26 см.). Бумага, акварель. 2022 г. Светлана Рощенко

Твоя нынешняя выставка называется "[НЕ] красивый портрет". Почему так?

Люди делятся на два типа: кому-то очень нравятся мои портреты, а кому-то очень не нравятся, именно поэтому я так назвала выставку. Идея в том, что мы все по-разному понимаем красоту, и я не собираюсь доказывать, что мои портреты красивые, я просто знаю, что они такие, но никому ничего не навязываю. В общем на этом и строится игра в этом названии.

"Лео" (30х20 см.). Бумага, акварель. 2023 г. Светлана Рощенко
"Лео" (30х20 см.). Бумага, акварель. 2023 г. Светлана Рощенко

Если людям не нравятся их портреты, созданные тобой, как ты на это реагируешь?

Заказные портреты всем нравились, скорее всего потому, что эти люди уже примерно знали, что будет в итоге. А вот с творческими были ситуации… Кто-то тактично пытался объяснить, что же мне нужно поправить, чтобы стало «хорошо». Кто-то просто выразительно молчал. Я понимаю людей, которым не нравятся мои портреты, знаю почему им не нравится, но я и не стараюсь чтобы мои работы нравились всем.

"Apple" (30х20 см.). Бумага, акварель. 2021 г. Светлана Рощенко
"Apple" (30х20 см.). Бумага, акварель. 2021 г. Светлана Рощенко

В твоих портретах ощущается попытка передать некий момент и подчеркнутая легкость исполнения, а также любовь к свету. Скажи, ты чувствуешь преемственность, связь с кем-то из мира искусства? И вообще, есть ли у тебя какие-то ориентиры?

Нет. У меня в характере есть такая черта - я не приемлю подражания кому-либо. Я изначально шла от собственных ощущений и натуры, материала, с которым работала. Мне всегда важно, чтобы мои работы были в гармонии со мной. Познания в истории искусства и знакомства с разными художниками идут параллельно, но они скорее помогли мне понять, что возможно все и дали ощущение свободы выбора техники после обучения строгой классической живописи.

"Пью солнце" (26х26 см.). Бумага, акварель. 2022 г. Светлана Рощенко
"Пью солнце" (26х26 см.). Бумага, акварель. 2022 г. Светлана Рощенко

А кто из современных художников, занимающихся созданием акварельных или живописных портретов, кажется тебе наиболее интересным?

Современные авторы акварелисты… я мало знаю таких, но те, кто попадаются на просторах интернета не вдохновляют меня. В них мне все понятно, хотя мастерство порой превосходное. Мои портреты отличаются, как мне кажется, тем, что я не зацикливаюсь на чисто технической части, я не стремлюсь к званию лучшего акварелиста, мне просто в данный период удобно писать акварелью. Может потом я буду создавать портреты, используя другие материалы...
Ну а вообще, в том, что касается портретов, мне близка Кете Кольвиц. Ее работы поразили меня очень давно, еще в годы обучения в училище. Также мне нравятся портреты Артура Фонвизина, но, как видишь, я не подражаю ни одной, ни другому.

"Улыбка" (30х20 см.). Бумага, акварель. 2022 г. Светлана Рощенко
"Улыбка" (30х20 см.). Бумага, акварель. 2022 г. Светлана Рощенко

Во многих твоих работах (я имею в виду не портреты, а пейзажи, работы с фигурами стрелков в пейзаже и тд.) есть отсылки к абстрактному экспрессионизму (вспоминается прежде всего живопись действия Джексона Поллока). Чем тебя привлекает этот тип абстракции?

Да, элементы абстрактного экспрессионизма присутствуют в моих работах. Эти приемы мне просто необходимы, потому что я люблю, когда в работе сочетается практически нерукотворная экспрессия и кропотливый ручной труд, люблю находить баланс этих противоположностей. Скорее всего это так же связано с моей личностью, я очень контрастный человек.

Из серии "Опасный луг". Светлана и Александр Рощенко
Из серии "Опасный луг". Светлана и Александр Рощенко

Ты и твой муж Александр Рощенко участвуете в проекте "Русский стиль: Сталь", где представлены плитники бронежилетов, которые художники превратили в художественные произведения. У вас и раньше было много работ, связанных с образами воинов, стрелков (например серия "Опасный луг") - это до недавнего времени была не самая распространенная тема в современном русском искусстве, но вы начали её ещё до СВО. В начале СВО у тебя кстати были некоторые акварельные портреты военных. Расскажи немного об этой теме в твоём/вашем творчестве.

Стрелков из серии «Опасный Луг» мы начали писать с 2018 года. В целом их символическое значение было и остается таким – наблюдатель, свидетель. А вот серия акварелей с изображением воинов («Воин и смерть») имеет другой смысловой посыл - эти работы о силе духа, смелости даже перед лицом смерти (в 2021 году умер мой отец, отчасти эти работы еще и об этом).

Картины на бронеплитах - "Опасный луг" (2024 г.). Работы для проекта "Русский стиль Сталь". Светлана и Александр Рощенко
Картины на бронеплитах - "Опасный луг" (2024 г.). Работы для проекта "Русский стиль Сталь". Светлана и Александр Рощенко

На твой взгляд, какая роль у искусства в современном мире?

Я считаю, что роль искусства в следующем – через красоту нести в мир великие смыслы, связанные с верой, любовью, правдой, ценностью жизни. Звучит достаточно просто, но задача тем не менее довольно сложная, потому что эти смыслы в современном мире крайне непопулярны, воспринимаются в упрощенном виде, а то и вообще не воспринимаются. Если говорить о красоте, то и в своих, и в совместных с Александром Рощенко работах, я всегда стремлюсь к тому, чтобы присутствовала эстетика живописной поверхности, то есть то, что связано с техническими моментами.

Работы Светланы Рощенко можно увидеть на выставке «[НЕ]красивый портрет» в Краснодаре в пространстве Zanoza до конца марта, а также в рамках проекта «Русский стиль: Сталь», выставки которого будут проходить в разных городах России (первая выставка "Русский стиль: Сталь" сейчас проходит в Казани в Национальной библиотеке Республики Татарстан – с 12 по 29 февраля), так что следите за новостями.

телеграм Светланы Рощенко: t.me/roshchenko_a_s

сайт Светланы Рощенко: http://roshchenko.sveta.tilda.ws/