Здравствуйте, дорогие мои любители волшебного пластика.
Я честно говоря не знаю, есть ли в мире, человек, который хотя бы раз в жизни не слышал про Каталину? Может некие афганские племена, которые никогда не видели моря – не знаю. Вероятно, даже они что-то смутно слыхали.
Каталина – это настоящий символ морской авиации. Фантастически фотогеничный самолет, прекрасный и с точки зрения эстетики и с точки зрения технических характеристик. На мой скромный взгляд является отражением светлой стороны прогрессивного американского духа, который неистово бушевал в 30-60 годы и который к сожалению, на настоящий момент практически выродился.
И вот вроде бы об этом самолете все уже сказано, что только можно, однако есть нюансы. Нюансы не то что бы секретные какие-то, но которые остаются в тени, на фоне масштабности событий, которые происходили с нашей Родиной в сороковые годы.
Главный аспект, о котором хотелось бы поговорить это поставки данного самолета в СССР.
В 1937 году, Советский Союз проявил интерес к машине разработанной фирмой Консолидейтед. Американская компания согласилась продать лицензию, и производство данных машин было развернуто на заводе в Таганроге. На этом предприятии в 1939-40 годах было произведено 27 самолетов, которые получили индекс ГСТ (Гидросамолет транспортный). При этом часть выпущенной серии была построена в гражданской, пассажирской версии для обслуживания Главсевморпути.
Советские самолеты несколько отличались от американских. В частности, на них устанавливались советские двигатели: М-88, М-87А, М-62ИР. Из-за этого самолеты имели измененную форму мотогондол. Вооружение состояло из 4 хрестоматийных пулеметов ШКАС, размещенных в носу, по бокам и сзади-снизу. Киль так же имел иную форму и более широкую площадь. Это хорошо видно, если сравнивать самолеты американского и советского производства.
Гражданская модификация не имела вооружения, но зато имела пассажирский салон на 20 человек. По тем временам довольно немало.
Хоть ГСТ немного уступал своему прародителю, самолет был одним из самых прогрессивных в советской морской авиации. Однако, самым большим недостатком ГСТ было их небольшое количество. Великая Отечественная потребовала сильно большее количество машин этого класса.
Пришлось включить «Каталину» в список запроса поставок техники по ленд-лизу. Первая попытка получить гидросамолеты в модификации PBY-5A была в 1942 году, но она потерпела неудачу. Дефицит самолетов был колоссальный. За ними в очередь стояли и сам американский флот, и многочисленные союзники.
Ситуация поменялась, когда производство гидросамолета было развернуто на заводе Naval Aircraft Factory в Северной Каролине. Правда это была не совсем типичная Каталина. Самолет PBN-1 Nomad, являлся несколько переделанной версией массового PBY-5. Он был немного больше, имел иную геометрию. В чем-то лучше серийной модели, в чем-то хуже.
Формально говоря, Nomad – был переходной машиной к серии PBY-6. Пришлось пойти на такой шаг, чтобы не снижать производство «пятерок» для нужд американского флота. Для СССР получилось очень удачно. Почти вся переходная серия из 138 машин (всего выпущено 155 самолетов Nomad), поступила на вооружение Советского флота.
Именно этот самолет можно считать каноничной «советской» Каталиной, так как именно он стал самой массовой модификацией. Да в целом можно сказать, что «кочевники» в целом стали основой военной гидроавиации СССР в годы войны. Собственно, благодаря им, удалось организовать полноценное патрулирование акваторий и поиск подводных лодок немцев – беда, с которой наш флот пытался справиться с самого начала войны. Это случилось в 1944 году.
Уже под конец войны, в СССР стали поступать машины PBY-6A. Самые лучшие из этой серии. Уже оснащенные радаром, и воплотившие все достижения прогресса и впитавшие все усовершенствования возникшие за годы войны. Всего, из этой серии нам было поставлена 21 машина. Все они попали на Тихоокеанский флот.
И вот тут-то, на излете войны Каталины блеснули в очень крутой и необычной роли. Эти самолеты использовали в качестве десантных транспортов, там, где нужен был быстрый бросок и занятие территории, но при этом не ожидалось серьезное сопротивление.
Звездным часом в этой роли, стало взятие под контроль гаваней Порт-Артура. Десантная группа из 200-300 морских пехотинцев на Каталинах приземлилась в акватории и без боя взяла под контроль береговую инфраструктуру, которую удерживала до прихода основных частей. И хоть организованного сопротивления не ожидалось, зная неуравновешенность японской военщины, высадка десанта была не лишней.
Подобный опыт был признан успешным, и в дальнейшем подобная тактика использовалась и при взятии под контроль объектов на Сахалине.
Неутомимый самолет долго летал и после войны. Его, например, можно увидеть в «Подводной одиссее Кусто», где он был в нескольких эпизодах. А ведь это уже 80е годы.
И что удивительно, на настоящий момент машина остается все еще потенциально актуальной. В США существует компания, которая модернизировала проект и сертифицировала под новые требования.
Учитывая, что Советский Союз покупал лицензию на производство этого самолета, мне кажется нам тоже надо восстановить выпуск ГСТ. Возможно, займусь этим на пенсии.
Всем творчества! Всем креатива!