Найти в Дзене
Московский летописец

О том, принадлежала ли Галилею фраза «И всё‑таки она вертится» …

Со школьной скамьи многие помнят, что Галилео Галилей доказал вращение Земли вокруг Солнца. Он был принужден инквизицией отречься от этой идеи, однако в конце суда упрямо произнес: «И все‑таки она вертится!» Однако, у этой легенды нет никаких фактических доказательств… Тосканский мыслитель и ученый Галилео Галилей (1564–1642) вошёл в историю как мученик науки (как и Джордано Бруно). Согласно легендам, после изнурительного суда, пыток и томления в ватиканских казематах инквизиция вынудила его отказаться от гелиоцентризма, которому он нашёл доказательства, наблюдая звездное небо в изобретенный им телескоп. Прочитав на коленях текст отречения, семидесятилетний старик якобы прошептал: «Eppur si muove!» («И всё-таки она вертится!»), имея в виду, что наша планета всё же вращается вокруг Солнца и, таким образом, не является центром мироздания. Эта фраза стала символом непреклонности науки перед религией, ученого перед священником. Типа «Я извиняюсь, но в глубине ничуть не изменяюсь»…😀 На с
Оглавление

Со школьной скамьи многие помнят, что Галилео Галилей доказал вращение Земли вокруг Солнца. Он был принужден инквизицией отречься от этой идеи, однако в конце суда упрямо произнес: «И все‑таки она вертится!»

Однако, у этой легенды нет никаких фактических доказательств…

Иллюстрация из книги Джона Джозефа Фэйхи «Галилей, его жизнь и труды». Лондон, 1903 год. © The Internet Archive
Иллюстрация из книги Джона Джозефа Фэйхи «Галилей, его жизнь и труды». Лондон, 1903 год. © The Internet Archive

Тосканский мыслитель и ученый Галилео Галилей (1564–1642) вошёл в историю как мученик науки (как и Джордано Бруно).

Согласно легендам, после изнурительного суда, пыток и томления в ватиканских казематах инквизиция вынудила его отказаться от гелиоцентризма, которому он нашёл доказательства, наблюдая звездное небо в изобретенный им телескоп. Прочитав на коленях текст отречения, семидесятилетний старик якобы прошептал: «Eppur si muove!» («И всё-таки она вертится!»), имея в виду, что наша планета всё же вращается вокруг Солнца и, таким образом, не является центром мироздания. Эта фраза стала символом непреклонности науки перед религией, ученого перед священником. Типа «Я извиняюсь, но в глубине ничуть не изменяюсь»…😀

На самом деле непосредственно о физике и астрономии на этом процессе не спорили. Защищать коперниковcкую теорию Галилею было запрещено ещё семнадцатью годами раньше. В Риме же он лишь пытался доказать, что ему не возбранялось обсуждать это еретическое учение.

Пыткой Галилею, скорее всего, угрожали. Но большинство исследователей считают, что до физического насилия дело не дошло. Тут надо сказать, что интерес к этому вопросу особенно характерен для советской историографии.

А вот в итальянских и англоязычных источниках он практически не обсуждается за отсутствием каких-либо свидетельств...

Рисунок Оттавио Леони. 1624 год. © Wikimedia Commons
Рисунок Оттавио Леони. 1624 год. © Wikimedia Commons

В камере ему тоже побывать не пришлось. Большую часть времени в Риме Галилей прожил в резиденции тосканского посла. В период самых частых допросов он провёл две недели в палаццо делла Минерва, в монастыре доминиканского ордена, где проходили суды инквизиции. Там ему предоставили несколько комнат и слугу.

После суда Галилей отправился под домашний арест в свою виллу Арчетри близ Флоренции. Там он продолжил работу над книгой о механике, которую успел опубликовать.

Вилла-музей Галилея в Арчетри.
Вилла-музей Галилея в Арчетри.

Всё это, впрочем, не отменяет унизительности приговора и тяжести процесса. Ученый к тому времени был уже стар и сильно болен. Это засвидетельствовал даже флорентийский врач инквизиции. Он дал заключение, что на суд в Рим обвиняемый может ехать только с угрозой для жизни...

Одно можно сказать абсолютно точно: фраза «Eppur si muove» не встречается ни в одном из современных Галилею источников. Ни в протоколах суда, ни в последующих работах и переписке ученого. Её не зафиксировал и последний ученик и первый биограф Галилея Винченцо Вивиани.

Впервые она появляется в хрестоматии «Italian library», которая была составлена литератором Джузеппе Баретти и опубликована в Лондоне в 1757 году. Спустя 124 года после суда. В ней Баретти пишет: «Как только Галилей был отпущен на свободу, он поднял глаза к небу, затем опустил их на землю, сделал шаг и в задумчивости произнес: „Eppur si muove“».

-4

Некоторые исследователи, в том числе Стиллмен Дрейк и Стивен Хокинг, считают, что вполне в характере Галилея, страстного и нетерпимого к перечащим спорщика, было бы поставить таким образом точку в тяжбе с инквизицией. Да, он мог сделать это.

Но, конечно, не в зале суда. Там эта неосторожная фраза обесценила бы все его оправдания и ужесточила приговор. Эту фразу он мог бы произнести по пути в резиденцию своего друга и единомышленника архиепископа Асканио Пикколомини.

Впрочем, здесь заканчивается наука и начинаются праздные домыслы. По сути, кроме анализа характера ученого, других аргументов в пользу этой теории нет.

Есть, однако, одно доказательство более раннего происхождения легенды о «Eppur si muove». Антонио Фаваро, исследователь конца XIX — начала XX века и куратор титанического труда по публикации всего письменного наследия Галилея, описывает следующую историю.

В частной коллекции в Бельгии хранилась картина Бартоломе Эстебана Мурильо или кого-то из художников его школы, изображающая Галилея в тюрьме. В 1911 году полотно было отдано на реставрацию и оказалось, что часть его скрывалась под рамой. Там, на стене за спиной ученого, была обнаружена надпись «Eppur si muove». Картина датирована 1643 или 1645 годом, то есть была создана вскоре после смерти Галилея.

Современный биограф Галилея Джон Хейлброн предполагает, что картина была заказана генералом Оттавио Пикколомини, братом архиепископа Асканио Пикколомини. Так что, возможно, именно ему принадлежит фраза, ставшая крылатой.

Галилей в тюрьме.
Галилей в тюрьме.

Источники и полезная литература :

1. Stillman D. Galileo at Work: His Scientific Biography. Chicago, 1978.

2. Finocchiaro M. A. The Galileo Affair: A Documentary History. Berkeley, 1989.

3. Heilbron J. L. Galileo. Oxford, 2010.

4. McMullin E. The Church and Galileo. Notre Dame, 2005.