Найти в Дзене

Страстная седмица. Великий четверг. Евхаристия.

21 апреля 2022 Мф.26:1 – 27:2. 1 Кор.11:23–32.
21 апреля 2022 Мф.26:1 – 27:2. 1 Кор.11:23–32.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе братья и сестры, некоторые люди называют день Пятидесятницы Днём рождения Церкви и так же мы можем сегодняшний день назвать днём рождения таинства Евхаристии, потому что именно в Великий четверг мы вспоминаем, как Господь, зная уже, что ему уготовано, отправляясь в Иерусалим на свои крестные страдания, собирает своих учеников в Сионской горнице для того, чтобы совершить с ними таинство Евхаристии.

Они собираются совершить ветхозаветное богослужение, которое называется седер. Это особое пасхальное богослужение, которое совершается за накрытым столом по особому чину, когда берется барашек, берутся горькие травы, солёная вода, пастила и вспоминается исход евреев из Египта, читаются хвалительные псалмы. Евреи вкушают в этот праздник пастилу в память о тех кирпичах, которые делали их предки, находясь в рабстве в Египте, едят горькие травы обмакивая в соленую воду, вспоминая горькую работу, которую совершали они, работая на фараона, и затем они едят пасхального агнца. В этом чине поднимаются четыре чаши вина, но Христос немножко меняет этот порядок, чем производит сильное впечатление на апостолов.

Поднимая последнюю чашу, Господь благословляет её со словами, которые мы слышим на каждой божественной литургии. Он благословляет хлеб, даёт своим ученикам и говорит: «Примите, ешьте. Это – тело Моё», благословляет чашу и говорит: «Пейте от неё все – это кровь Моя, которая проливается за вас и за многих во оставления грехов». Таким образом Господь устанавливает новый чин.

В песнопениях мы часто слышим в Догматиках Богородицы, что вместо Моисея пришёл Христос. Также новозаветная Пасха сменяет Пасху ветхозаветную, потому что Господь уже избавляет не народ израильский из рабства Египетского, но народ Божий из рабства дьяволу, греху и смерти. Господь приходит для того, чтобы дать нам самого Себя. Этот ужин, который совершил Господь со своими учениками, является также исполнением неких ветхозаветных пророчеств и священных действий.

Смысл храмового ветхозаветного богослужения заключался в том, что в храме убивали животных, проливая их кровь и посвящая её в жертву Богу, а затем люди питались мясом этих животных и продлевали этим свою жизнь. Мышление древних людей было очень символическим и когда убивали животных на жертвеннике Иерусалимского храма, это означало, что они отдают свою жизнь за тех, кто принес эту жертву.

И вот когда приходит сын Божий, Он тоже приходит для того, чтобы пострадать и отдать свою жизнь за грехи людей. Жертвоприношения животных были не только символическими. После того как Бог принимал жертву, часть мяса отдавалась людям, которые её совершили и принесли в храм животное. Они ели и таким образом откладывали свою голодную смерть. То есть смерть этого животного, его убийство действительно было не напрасным, потому что люди ели его мясо и продлевали свою жизнь таким образом. Всё это было, конечно, ритуально и символично.

Но вот уже Сам Господь приходит для того, чтоб пострадать на кресте. Накануне Он тоже оставляет нам жертву, которую Он завещал совершать в Его воспоминание. Он оставляет нам хлеб и вино, которое мы благословляем и просим, чтобы благодать Святого Духа сошла на них, и они стали уже не хлебом и вином, но Телом и Кровью Христовыми!

Таким образом Господь идёт на заклание как в Ветхом Завете приносили в жертву животных. Он дарует свою жизнь всему миру, выкупая людей у смерти. Каждый человек, который хочет принять эту жертву, тоже не только символически заявляет, что «я хочу быть соучастником, я хочу, чтобы ты, Господи, принес эту жертву и за меня тоже», а действительно приходит и причащается. Он вкушает Тело и Кровь Христовы, как в Ветхом Завете вкушали тело жертвенных животных. И таким образом мы становимся со Христом единым целым, мы становимся соучастниками той жертвы, которую совершил Господь, и мы принимаем тот Новый Завет, который принес нам Господь.

Слово «завет» можно перевести как «договор», «завещание». И вот Господь завещал нам есть Плоть Его и пить Его Кровь для того, чтобы иметь надежду на спасение, наследовать жизнь вечную и войти в Царство Небесное. И мы приходим в храмы, совершаем Божественную литургию, молимся, чтобы Господь так же ниспослал благодать Святого Духа на предлежащие Дары: на хлеб и вино, чтобы они стали Телом и Кровью Христовыми, и, чтобы, вкусив от них, мы стали единым целым с самим Богом. Это наивысшее наиважнейшее таинство Православной Церкви!

Если убрать всё лишнее и второстепенное, то получится, что мы даже крестимся только ради того, чтобы иметь возможность причащаться. Потому что цель жизни человека – воссоединиться с Богом, то есть восстановить ту разрушенную связь, которая была утеряна, и Господь пришел для того, чтобы снова каждый человек мог соединиться с Богом и уже не погибнуть, но иметь жизнь вечную.

Поэтому, участвуя в таинстве Евхаристии, мы возвещаем смерть Христа. Мы соединяемся со Христом в Его смерти и надеемся быть соучастниками и Его воскресения. Господь обещал нам, когда Он придет во второй раз, Он воскресит всех людей в последний день. И в Евангелии от Иоанна он прямо говорит: «Каждый, кто ест Тело Мое и пьет Кровь Мою, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний День»[1].

Вкушая частицы Тела и Крови Христовых, мы соединяемся с самим Богом, мы становимся причастными вечности, причастными божественной благодати. Уже сам Господь обитает в нас, это и есть цель жизни христианина – быть одним целым с Богом.

К сожалению, этот величайший смысл в обыденной православной культуре получил очень страшную подмену, когда люди, немножко знакомые с Церковью, крещённые, может быть, в детстве, не ходят в храм по той причине, что, как они говорят, «Бог у них в душе». Но вот это и есть цель таинства Евхаристии – причаститься Святых Христовых тайн, чтобы Господь обитал в наших телах и душах. Чтобы Господь стал жить в нашей душе, нам необходимо причащаться! И вот эти люди интуитивно угадывают смысл богообщения. Наша цель действительно в том, чтобы Бог был в нашей душе, но совершенно невозможно этого добиться, если мы не участвуем в таинстве Евхаристии. И получается, они говорят вроде бы правильные вещи, но, не участвуя в таинстве Евхаристии, неправильно понимая смысл слов спасителя, как раз именно этого они себя и лишают. Получается, что у тех, кто не ходит в храм, не участвует в таинствах исповеди и причастия, Бог не живет в душе по сути. Он живет только в их фантазиях, они хотят, они считают, что Бог должен жить в них, но именно для этого Господь и пришёл совершить свою жертву и дать нам таинство Евхаристии. Чтобы у каждого человека, который приходит на Божественную литургию, искренне раскаивается в своих грехах, Бог наконец-то стал жить в душе. Ради этого мы и собрались сегодня. Ради того, чтобы послужить Божественную литургию, причаститься святых Христовых тайн, чтобы в каждом из нас обитал Бог своей непостижимой благодатной силой.

Поэтому так важно, приходя на каждую Божественную литургию не просто ставить свечи и целовать иконы, а именно участвовать в таинстве Евхаристии. Может быть, многие действительно не понимают, что в таинстве Евхаристии каждому из нас дана возможность прикоснуться к самому Богу. Люди выстраиваются в огромной очереди для того, чтобы прикоснуться к мощам блаженной Матроны московской, святителя Николая и других святых, выстраиваются в очереди к чудотворным иконам, но многие забывают, что в таинстве Евхаристии нам дан Сам Бог. Почему-то особенно вне Великого поста и вне особых праздников совершенно нет очередей к чаше Христовой. А именно Тело и Кровь Христовы – это несравненно высшее сокровище и богатство, чем любая чудотворная икона, чем мощи любого святого. Мы прикладываемся к ним, потому что на них почивает Дух Святой, а святые Тело Кровь Христовы – это и есть сам Бог. Это и есть Святой Дух, с которым мы соединяемся теснейшим образом. Прикладываясь к мощам и к чудотворным иконам, мы не можем усвоить их себе, мы можем лишь выразить им почтение. Но Господь дал нам возможность усвоить и принять, впустить в свое тело и в свою душу самого Себя, благодать Святого Духа.

Поэтому задача христианина, который по слову Серафима Саровского (его же и Храм сей) хочет стяжать благодать Святого Духа, – как можно чаще причащаться. Готовить свое тело и душу постом и молитвой ко причастию. Так часто, как мы можем, причащаться во оставление грехов и в жизнь вечную, потому что именно в таинстве причастия мы достигаем вершины нашего духовного опыта и предела нашего желания – мы соприкасаемся с самим Богом. Совершенно не нужно ждать смерти, когда мы сможем встретиться лицом к лицу с Богом, что-то Ему сказать, о чем-то спросить, услышать приговор своей жизни… Можно прийти в ближайший день на Божественную литургию, причаститься святых Христовых тайн и уже на этой службе вступить в Царство Небесное, потому что в таинстве Евхаристии и совершается наше постоянное общение со Христом. Именно ради этого мы совершаем Божеству литургию, чтобы здесь во время таинства причащения торжествовало Царствие Небесное, чтобы Христос жил и действовал среди нас. Аминь.

[1] Ин. 6:54.