Найти тему

НЕДЕЛЯ 6-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

17 апреля 2022. Ин. 12:1-18
17 апреля 2022. Ин. 12:1-18

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С праздником вас дорогие братья и сестры! Сегодня мы чтим память входа Господа в Иерусалим. Это последняя неделя земной жизни Спасителя, когда Он приходит и исцеляет праведного Лазаря, затем повелевает своим ученикам привести к Нему осла, на которого никто не садился, и на осле входит в Иерусалим.

Осел — это известный древний библейский символ, который в нашей культуре ни о чем, кроме как о глупости объекта, с которым сравнивают осла, нам не говорит, но в древнем мире, в библейские времена это был символ мира. Считалось, что царь едет на коне, если он идет на войну. Когда царь передвигается в мирное время, он обязательно едет на осле.

Господь показывает определенный знак своим ученикам, людям, что Он пришёл не для того, чтобы их захватить и поработить. Он пришел, чтобы дать людям мир, для того чтобы во Христе никто не погиб, но имел жизнь вечную.

Это был очень важный знак: Господь входит в Иерусалим именно на осле, потому что до последних дней земной жизни Спасителя даже его ближайшие ученики, которые находились с ним приблизительно три года, так и не могли понять, чего Он хочет. Чего Он хочет от мира, чего Он хочет от них. До последних дней апостолы думали, что Христос пришел чтобы установить свою власть. Для того чтобы возродить царство Давида, стать наследником престола и поработить все племена народу израильскому.

За время истории ветхозаветного Израиля уже очень много раз предпринимались попытки восстановить величие дома Давида военным способом. К моменту земной жизни Спасителя даже иудеи поняли, что это было невозможно. Они верили, что Господь должен обязательно вмешаться в ход человеческой истории, послать некую божественную помощь, которая позволила бы иудеям поработить все остальные народы.

В чем-то иудеи были правы. Действительно, та победа, которую совершил Иисус, была невозможна без Божественной благодати. Но они ошибались в цели. Рассуждая по-мирски, не понимая замысла Божьего о человеке и обо всех народах, они считали, что близость к Богу, близость к Божественному откровению – является для них гарантией мирских благ, которые бы позволили им царствовать, властвовать, пировать и уничижать другие народы. Но Господь пришёл не только для народа израильского, Господь пришёл абсолютно для всех людей. Он пришёл принести мир, дать свою благодать, которая бы позволила восстановить добрые, человеческие отношения, основанные не на подчинении слабого сильному, как это происходит в животном мире, а основанные на любви, которая возможна только в духовном измерении.

Животные не могут знать любви. Они стремятся к тому, что лучше для них, к тому, что комфортнее, они избегают опасности. Но та духовная любовь, которую пришел явить нам Христос, им недоступна. Этим и отличается первобытное сознание, когда даже помощь Божью люди не могли воспринять иначе как категорию порабощения и уничижения других – тех, кто не с Богом, тех, кто не евреи.

Господь пришел для того, чтобы явить своим ученикам и всему миру образец жертвенной любви. Он так любит человека, что не использует свою Божественную власть даже для малейшего насилия над свободой личности других людей. Свою любовь Он пришел показать не в насилии и подчинении. Конечно, кому как не Господу известно, что для человека было бы лучше и, наверное, это было бы лучшее царство в мире, если бы Господь заставил всех жить добродетельной жизнью. Но это нарушило бы самый главный принцип свободы воли и свободы личности каждого человека.

Что смог предложить нам Господь? Свою любовь, которая простирается даже до креста и дальше – до самой смерти. Смысл смерти Господа заключается в той безграничной любви, которая простирается далеко за рамки нашей жизни. Вы, наверное, слышали в фильмах, когда показывают западные церемонии венчания, фразу, которую говорит католический священник в таинстве венчания: «Пока смерть не разлучит вас…». Так вот Господь пришел чтобы явить любовь, которая простирается дальше, чем смерть. Он пришел для того, чтобы умереть и спуститься в ад за всеми умершими людьми. Для того чтобы найти заблудших людей не только среди живых, но даже среди умерших.

Господь пришел чтобы быть человеком до конца. И в жизни, и в смерти, и в радости, и в болезни. Этот образец любви Господь дал всем нам. Если мы хотим восстановить Царствие Божие, если мы хотим жить в мире и согласии, нам нужно не силой заставлять близких исполнять те обряды, которые исполняем мы, поступать так как мы считаем правильно, а стараться своей жизнью являть пример жертвенной любви. Уступить в своих интересах, предложить лучшую часть своему близкому, своему родственнику, а самому потерпеть некоторые неудобства. Именно этот путь царской любви показал нам Господь. Не уничижения власти и насилия, а путь мира, смирения и добра. Именно сегодня мы вспоминаем как Господь пришел в Иерусалим не для того, чтобы подчинить его и захватить, а для того, чтобы быть в нем, для того чтобы разделить радость общения со своими учениками, с близкими ему людьми. Тем самым он показал нам путь великой любви.

В сегодняшний праздник перед нами стоит такая задача: чтобы по нашим молитвам, по нашему участию в церковных таинствах состоялся вход Господень не только в Иерусалим, но и в наше сердце, чтобы Господь наполнял его миром и любовью, чтобы мы могли принять каждого человека, с которым общаемся в нашей жизни. Принять это не значит согласится со всем, что делает человек, не значит поступать также как он, но это значит любить его несмотря на то, что он говорит и как поступает, даже если нам это кажется неправильным и несправедливым.

Когда пришел Господь, Он пострадал от законников, которые считали справедливым распять Его как богохульника, делавшего себя равным Богу, которые считали правильным казнить самого Сына Божьего и делали это из лучших побуждений. Поэтому Господь говорит: «Прости им Отче, не знают что творят». Они верили, что это именно тот путь, который угоден Богу.

Всякого богохульника, человека, покусившегося на святыню, на Иерусалимский храм, на храмовый культ, нужно было распять. Поэтому Господь явил нам совершенно противоположный пример. Мы не должны угнетать наших родных и близких за то, что они не такие как мы. Не так молятся, не так постятся, не так соблюдают церковные правила, как нам кажется правильным. Все эти обряды, богослужения даны нам для того, чтобы в своем сердце мы смогли возрастить любовь, подобную любви Христа. Именно так мы достигаем образа и подобия Божьего.

Когда мы в своей жизни становимся дальше от животных, которые идут ко благу и удаляются от боли, то мы приближаемся ко Христу. Через уподобление в любви даже до смерти, даже до боли, до жертвы, которую необходимо оторвать от себя, а не просто закрыть глаза на некоторые грехи близких, которые немножко не такие как мы.

Необходимо оторвать от себя гордость, чтобы уступить место смирению. Необходимо оторвать от себя некие предубеждения и вообще саму возможность суда над нашими близкими. Только в таком смиренном состоянии сердца мы можем надеяться, что Господь посетит наше сердце, наполнит его любовью и добротой. В таком состоянии мы будем способны поделиться этой любовью с нашими близкими. Когда мы не осуждаем, принимаем то, что делают наши родные и близкие, жалеем их. Если мы действительно видим, что они поступают несправедливо, то молимся: «Прости их Господи, потому что не знают, что творят», но сами не возмущаемся, не превозносимся, распространяем вокруг себя тот мир, который явил Господь, войдя в Иерусалим на осле, и ту любовь, которую явил Христос даже до смерти. Смерти же крестной. Аминь.