Найти тему

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ.

19 марта 2023. Евр.4:14 – 5:6. Мк.8:34 – 9:1.
19 марта 2023. Евр.4:14 – 5:6. Мк.8:34 – 9:1.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С воскресным днем вас, дорогие братья и сестры! Сегодня мы чтим Честной Крест Господень – оружие нашего спасения. Святитель Григорий Великий пишет о том, что не всякое перекрестие является крестом. Очень часто верующие люди боятся того, что на полу лежат веточки, сложенные в виде креста, или на подошве какие-то крестики, похожие на крестное знамение, и как бы не совершить случайно кощунство, не попрать крест Господень. Но мы почитаем не перекрестие, а то, что состоялось две тысячи лет назад на кресте – крестную жертву Иисуса Христа. Потому что само перекрестие, сам знак креста, он намного древнее христианства. Кресты были в скандинавской традиции и в египетской культуре, но только в православной вере крест становится оружием спасения. Не потому что каким-то магическим образом две древесные балки были перекрещены, а потому что сам Создатель и Творец мира и Спаситель был на нём распет. И крест таким образом становится символом любви Бога к людям.

Символы бывают двух видов, одни символы указывают нам на более полное и качественно иное бытие, другие символы указывают на отсутствие этого бытия. Для сравнения, чтобы было проще понять, представим себе ребенка, который делает из песка вареники и угощает ими своих родных, говорит: «Кушайте!», – и предлагает купить у него это за листочки. Это символ заботы, символ продажи, символ покупки, но это не сама забота и не сама продажа – это игра. Это символ отсутствия бытия. И когда влюблённый молодой человек целует руку девушке, это тоже символ – символ его отношения, его любви, материальное выражение его чувств. В таком случае символ только усиливает то бытие, которое мы видим.

Крест Христов – это символ бытия. Это символ лестницы, по которой человек может войти на небо. Потому что мы не символически почитаем страдания Христа, не символический чтим само крестное знамение, мы через крест прикасаемся к иному уровню бытия. Крест открывает нам великую страшную тайну, что любовь покупается через страдания, что цена, которую мы платим за жизнь вечную, за любовь друг к другу, к Богу и Бога к нам – стоила великих страданий.

Для человека, который только рождается, этот мир выглядит холодным и бездушным. Когда младенец покидает материнское чрево, он попадает в холодный мир, получает шлепок, кричит, и в его глазах страх и боль. Он думает, что произошло что-то ужасное и непоправимое, если он способен на данный момент уже думать... Но родители, которые ждали этого ребенка, видят эту ситуацию иначе. Они видят, что ребенок попал в мир любви, в мир ласки, в мир где его давно ждали и очень хотели разделить с ним радость бытия. И поэтому мы как люди, обладающие смертным естеством и временной жизнью, воспринимаем боль, страдание и саму смерть как что-то ужасное, как что-то непоправимое и несвойственное природе человека. Интуитивно мы чувствуем, что мы обязаны жить вечно. И Господь видит страдания и смерть иначе. Он видит возможность показать людям собственную любовь, именно через смерть, потому что Христос принял на себя полностью тело и природу человека, кроме греха. Сделал Он это не просто для того, чтобы показать, что «Я с вами, я – такой же, как и вы!», – он сделал это для того, чтобы спасти людей. Те люди, которые умерли до воплощения Сына Божьего, не имея возможности стать частью Тела Христова в Церкви, отправлялись по представлениям иудеев в шеол. Это подземный мир, где находятся души до пришествия Мессии. И вот чтобы вывести человека из шеола, из состояния полубытия, Бог идет за человеком до конца. Он принимает тело человека, принимает его страдание, боль, смерть и идёт за каждым человеком до конца, до самой его смерти, до глубин ада, чтобы через крестную смерть вывести всех умерших людей из царства мертвых в Царствие Небесное.

Таким образом, крест – это цена, которую Бог заплатил за возможность взаимной любви, чтобы Господь мог любить человека и человек мог быть в Царстве Небесном и ответить Ему взаимностью. Крест как символ делит мир не только на земное и небесное, не только на материальный мир и мир духовный, к которому мы восходим, принимая страдания и боль, которые выпали на нашу жизнь. Но вы помните, что вокруг распятого Иисуса Христа на кресте были разбойники: один по правую сторону и один по левую. Поэтому крест делит мир не только по вертикали, но и по горизонтали. С правой стороны оказываются те, кто принимают по слову Спасителя свой крест, свои страдания и идут за Христом, а с левой стороны – те, кто похулили Бога и умерли. Это разбойник, который был распят с левой стороны от Спасителя, это жена, описанная в книге Иова, которая говорит: «Смотри, сколько ты сделал Богу, как ты потрудился. Ежедневно, ты приносил жертвы, а как Бог тебе ответил? Ты заболел, потерял всё своё имущество, всех сыновей и сам сидишь прокаженный за пределами города. Похули Бога и умри». Вот какой совет предложила жена праведному Иову в Ветхом завете, но Иов ответил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Пусть имя Господне будет благословенно». Это слова, с которыми мы должны принимать все испытания и страдания, которые выпали на нашу долю, на наш временный век.

Русская религиозная философия осмысляет страдания как неизбежное средство возрастания человека. Боль говорит нам о росте. Когда мышцы после тренировки болят, это значит, что они растут. Когда душа человека испытывает боль, скорбь и страдания, это значит, что сердце наше увеличивается, оно растет, оно становится способным воспринять боль другого человека и пройти с другим человеком в этой боли до конца.

Крест напоминает нам о том, что человек никогда не будет счастлив в изобилии. Это иллюзия счастливой жизни, когда человек сидит в своем доме, его не касаются ужасы войны, страдания, голод, который близко или далеко от него; будто бы человек может достигнуть в таком случае счастья... Об этом говорит опыт многовековой истории, опыт экспериментов, которые ставили ученые в естественных науках над животными. Животные, которым была дана пища в неограниченном количестве и теплые подходящие условия, умирали от пресыщения. Природа человека такая же, как и природа животных, поэтому нуждается в постоянном перерождении.

Господь устроил нас таким образом, что мы естественным образом внутренне требуем преображения. Требуем перерождения временного в вечное, материального в духовное, земного в небесное. Поэтому через боль, через страдания прошёл Господь. Так же как змея, проползая в узкие расщелины, сбрасывает старую шкуру и выходит обновленной, так и душа человека, проходя через боль, кажущуюся нам ужасной с позиции наших представлений о добре, – преображается, становится сильнее, становится качественно лучше, становится способной воспринять любовь, дать другим свою любовь и увидеть ту любовь, которую Бог явил людям на кресте.

В сегодняшний день мы почитаем не столько сам образ креста, не столько перекрестие, которые можно повесить на шею и украсить камнями, и сказать, что «таким образом я несу крест», но именно ту боль и страдания, которую испытал Господь. Ту боль и страдания, которая выпала на долю каждого из нас. Если мы возьмем их и разделим со своими близкими по слову апостола Павла, который говорит: «Носите бремена друг друга и таким образом, исполните закон Христов». Пройдя эту боль, мы станем восприимчивы к благодати и любви Божией.

Поэтому сегодняшний праздник напоминает нам о том, что в этой временной жизни, в материальном мире без страданий, без скорбей, мы не можем в полной мере оценить жертву Христа. Поэтому каждое наше страдание и сопереживание боли ближнего делает нас чуточку лучше. Когда кажется, что наши силы уже на пределе, что мы изнемогаем, – именно в этот момент наше сердце становится больше, оно становится способным воспринять любовь и благодать Божью.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем учиться в сегодняшний день воспринимать от Бога не только любовь и благословение, так как мы хотим воспринять их, но и видеть в тех страданиях, в скорбях и испытаниях, которые каждый из нас проходит, особый промысел Божий о том, чтобы мы стали лучше, добрее и никто из нас не погиб, но имел жизнь вечную. Аминь.

#проповеди #Христос_посреди_нас