Найти в Дзене
Виталий Гольтяев

Алмазом сияй ты на ночном небосводе…

Оглавление
Группа "Пластилин" 1992г. (слева направо - Голосов О., Гребенников В., Шурупов О., Куляш П.)
Группа "Пластилин" 1992г. (слева направо - Голосов О., Гребенников В., Шурупов О., Куляш П.)

Лебедянская рок-группа «Пластилин» - была одна из самых мощных рок-коллективов Липецкой области, снискавшим любовь и популярность у любителей тяжёлой музыки. Тонкий мелодизм песен, манера исполнения, имидж, повсеместная мода на тяжёлый рок в конце 80-х годов - всё это действовало со стопроцентным попаданием в цель. А у людей от 50-ти и старше музыкальная жизнь города в 80-90-х олицетворялась именно с именем Олега Шурупова, одного из основателей этой группы. Это был первый коллектив из провинции, который начал играть тяжёлый рок в лучших его традициях и оставил после себя яркий след на музыкальной ниве.

Точка отсчёта.

История возникновения группы похожа на многие другие подобные. Дело всё в том, что участники будущей рок-группы играли ещё в школьном ВИА, зачастую меняясь инструментами или уходя из состава ансамбля, а потом возвращаясь вновь. Музыкальная «туса» бурлила в прямом смысле этого слова. И никто тогда не задумывался о каких-то серьёзных прорывах, громких концертах, записях, известности. Просто в удовольствие было играть любимую музыку и производить впечатление на девчонок. Но уже тогда, в конце 70-х годов, основной костяк коллектива был сформирован– это Олег Шурупов - гитара/вокал и Павел Куляш - ударные. Два школьных приятеля со времён детского сада. Шёл 1980 год – Олимпиада в Москве, смерть Высоцкого, а в памяти лебедянцев ещё были живы яркие выступления группы «Времена года» (ещё одна легенда лебедянской рок-сцены), и группа «Апрель» пока функционировала. Молодые люди, занимающиеся музыкой, старалась наладить контакт с участниками этих групп, дабы поднатореть в области музицирования. Общение со старшими товарищами было крайне полезно, поэтому корни будущей рок-группы следует искать именно там.

Официально коллектив был сформирован в 1982 году на базе Липецкой филармонии, но названия ещё не было. По словам Олега Шурупова, после того как он три месяца проработал на заводе токарем 3-го разряда, он уехал в Липецк поступать в музыкальное училище и параллельно устроился рядовым музыкантом в филармонию. Начальный состав был такой: Олег Шурупов - гитара/вокал; Александр Пронин – бас гитара; Анатолий Скитёв - клавишные; Николай Федулов - ударные. Начинала группа с общепризнанного «съёма» — это всем известные популярные песни, и практиковались ребята на танцах в городском парке и Лебедянском РДК. По рассказам ребят, они тогда «драли» всё подряд – и рок, и поп. В это время состав группы часто меняется, буквально каждый месяц-два, и проследить движение участников невозможно. Кого-то из ребят забирают в ряды Красной Армии, кто-то наоборот – оттуда возвращается. К 1984 году дело более-менее стабилизировалось, коллектив теперь постоянно базируется в Лебедянском РДК, и у команды появляется свой музыкальный руководитель, и не просто «кто-то там со стороны», а бывший руководитель/участник группы «Времена года» – Сергей Колесников, человек крайне авторитетный в музыкальных кругах города. Со своим талантливым руководителем (ребята между собой называли его «гуру» или «старый плавучий чемодан»), коллектив уверенно пошёл в гору. Ещё стоит заметить, что колоссальная практика и опыт для всех музыкантов того времени были регулярные «шабашки», т. е. выступление на свадьбах. В 70-80-х годах было модно приглашать на свадьбу живой ансамбль, а там приходилось играть всё, от зарубежных шлягеров до хитов отечественных исполнителей. На тот момент состав группы выглядел следующим образом: Олег Шурупов - гитара/вокал; Сергей Колесников– саксофон/клавишные (руководитель); Павел Куляш - гитара; Владимир Гребенников - клавишные; Игорь Пашенцев - ударные; Игорь Стариченко – бас гитара.

Взросление.

К концу 1985 года команда постепенно перестаёт играть на танцах (там начинает набирать обороты дискотека под плёнки с ди-джеем), выступают ребята в РДК на различных культурных мероприятиях города уже с полномасштабной программой. Репертуар полностью состоит из съёмного рока того времени: «Цветы» «Круиз», «Альфа», «Автограф», Градский и т. д. На подобных мероприятиях, конечно, заставляли разбавлять программу партийно-патриотическими номерами – Кобзон И., Лещенко Л., как это было всегда. В составе коллектива не тот момент: Олег Шурупов - гитара/вокал; Павел Куляш - ударные; Александр Пронин – бас гитара; Олег Голосов - клавишные; Сергей Колесников - саксофон. Уже на этом рубеже было чётко определено направление в сторону тяжёлого рока. В этот период зарубежной музыкальной информации становится значительно больше, во множестве появляется фирменный «винил» западных рок-музыкантов. Началась мода на «металл». Длинные волосы у ребят, кожанки и джинсовки в клёпках, цепи, браслеты, яркие футболки, узкие тёртые джинсы, а ещё характерные надписи на стенах и заборах, которые нередко были сделаны с ошибками – AC/DC, KISS, Deep Purple, Black Sabbath и пр. Я сам помню, как в школах преподаватели негативно относились к увлечению учащихся тяжёлой музыкой, тем более, если это отражалось на их внешнем виде. Появляется характерное слово - «неформал». За слишком длинные волосы или надписи любимых рок-групп на последнем листе в тетради можно было легко попасть на разборки к завучу, а то и на учком школы.

Почему «Пластилин»?

Первый серьёзный прорыв у коллектива произошёл в 1986 году, на областном музыкальном фестивале в Липецке «Красная Гвоздика», где ребята стали лауреатами: они заняли первое место. Существует легенда, что именно тогда и появилось название группы – «Пластилин». Якобы, надо было в программе как-то объявить коллектив из Лебедяни, срочно нужно было что-то придумать. И тогда Олег Шурупов предложил название – «Пластилин». Все согласились. А почему именно «Пластилин», уже никто не помнит. Вероятно, это название обсуждалось ранее, поэтому просто приняли решение выбрать именно его.Состав на «Гвоздике» был следующим: Олег Шурупов, Павел Куляш, Олег Голосов, Игорь Стариченко. Первое место на области — это был настоящий успех! Признание! Доказательство того факта, что вся деятельность коллектива НЕ ЗРЯ. Для Лебедянского районного ДК, где тогда базировался коллектив - гордость и почёт. К слову, одну историю, тоже связанную с названием группы, рассказывал очевидец. Как-то в разгар одной вечеринки в честь удачного выступления группы кто-то спросил у ударника Павла Куляша:

- Паш! Ну, расскажи, почему вы группу назвали «Пластилин»?

На что тот, не задумываясь, весело ответил:

- Да всё просто же! Что хотим, то и лепим!..

"Пластилин" 1992г. (слева направо - Голосов О., Куляш П., Шурупов О., Гребенников В.)
"Пластилин" 1992г. (слева направо - Голосов О., Куляш П., Шурупов О., Гребенников В.)

Расцвет.

В конце 1986 года уходит в армию клавишник группы, Олег Голосов - самый молодой изо всех участников команды, с чего, он, собственно, и получил прозвище «Молодой». Свою роль в судьбе группы ему ещё предстояло сыграть, а тогда случилась очередная перестановка. На клавиши решили никого не брать, но добавили ещё одну гитару. Бывший участник группы Владимир Гребенников снова вошёл в состав «Пластилина». В 1987 году ребята переключаются на зарубежный хард-н-хэви. В фаворитах были Iron Maiden, Def Leppard, Rainbow, Livin’ Blues и прочее в том же духе. Теперь это был «съём», но с неизменным текстом на русском языке. «Пластилин» постепенно наращивал свой потенциал, каждый раз кто-то приносил послушать новую группу или новый альбом. До дыр были затёрты «винилы» Цеппелинов, Пёплов и Флойдов. Павел Куляш в своей игре ориентировался в основном на стиль игры Джона Бонэма (ударник группы Led Zeppelin – прим. автора.). И тут складывается всё к одному, естественным образом у ребят возникла идея писать и исполнять песни собственного сочинения, к тому же были уже готовые идеи. Репетировали и оттачивали материал почти каждый день.

И вот из армии возвращается Олег Голосов. Прибыв, как говориться, с корабля на бал, он занимает в коллективе своё привычное место за клавишными. Складывается классический состав группы, как ещё говорят - «золотой»: Олег Шурупов, Павел Куляш, Владимир Гребенников – бас гитара; Олег Голосов– клавишные/бэк вокал. С 1988 года ребята начинают работать только над собственным материалом, и основным двигателем этого процесса стал Олег Голосов. Этот худенький, молоденький парнишка наработал почти половину всего материала команды, а узнаваемый тембр, высокий вокал Олега Шурупова стал на долгие годы визитной карточкой группы. Чувствовалось и слышалось, что стиль песен плавно произрастал из того, что ребята играли до этого – связь мелодии и жёсткой формы. Иногда ребята откровенно копировали кого-либо из западных звёзд, но не стеснялись этого, наоборот, делали это со вкусом.

Неожиданно, в том же 1988 году, группу покидает Павел Куляш, и в «Пластилин» приходит новый ударник – Геннадий Копылов, и с ним группа едет в Данков на открывающийся впервые рок-фестиваль «Мартовский Кот», представляя на суд жюри свой собственный материал. Удача сопутствовала ребятам. С большим отрывом от других участников фэста «Пластилин» занял I место. Забегая вперёд, скажу, что на всех последующих рок-фестивалях «Мартовский Кот» коллектив брал только Гран-При, вплоть до 1993 года.

*Мартовский Кот - рок-фестиваль в Данкове закрыли и не проводили до 2000 года. В марте 2000-го Олег Шурупов выступил на открытии феста с акустической программой.

А в те дни ребята летали на крыльях своего успеха. Все, кто видел выступления классического «Пластилина» в живую, как один скажут, что это было действительно круто! Исполнительское мастерство, владение инструментами, эпатаж, не статичность поведения на сцене – всё было на очень высоком уровне. Ни одно городское мероприятие не проходило без финального выступления уже полюбившейся всем рок-группы. Многочисленные поклонники всегда тепло и живо принимали коллектив. В песнях группы всегда сквозил тонкий сплав мелодики и жёстких гитарных пассажей. Удивительно, но это факт, «Пластилин» с удовольствием слушали и молодёжь, и люди более старшего возраста. Среди юных лебедянок, красавиц-студенток-комсомолок, участники коллектива также пользовались большой симпатией и популярностью.

Большое внимание в коллективе уделялось звучанию. Когда я сам, лет в 14, попал впервые на концерт «Пластилина», я был просто сражён наповал. Со сцены в зал с безудержной силой пёрла такая энергетика, мощь и драйв, что я не раз ловил себя на мысли, что они могли бы запросто дать фору многим известным западным и отечественным исполнителям. А ещё было приятно на душе от мысли, что это же свои, лебедянские ребята так «жарят» и что к ним запросто можно подойти, поздороваться, пожать руку, и никто в ответ не отвернётся, не прогонит, а наоборот, с улыбкой скажут: «О, привет, старик! Как дела?..»

Признание и успех.

Начались сложные девяностые. Выступления, сольные концерты, фестивали сменялись новыми выступлениями, концертами и фестивалями. В 1991 году после очередного данковского фестиваля «Мартовский Кот» группе было присвоено звание «народного коллектива». Эта, ещё одна важная ступень в жизни группы, поднимала её на ещё более высокий уровень и всерьёз говорила о признании рок-группы уже на уровне госструктур.

В мае того же года «Пластилин» выступает на рок-фестивале «Липа-91» в Липецке со многими известными отечественными рок-группами того времени: «АДО», «Пространство Иллюзий», «Молотов Коктейль», «Тамбурин», «Чайф», «Наив» и т. д. Фестиваль проходил два дня и широко освещался в прессе. На фесте «Пластилин» был очень тепло принят неформальной публикой.

Статья в газете "Ленинец" о прошедшем рок-фестивале "Липа-91". На нижнем фото - Шурупов О.
Статья в газете "Ленинец" о прошедшем рок-фестивале "Липа-91". На нижнем фото - Шурупов О.

В период 89\91г.г. были написаны самые известные хиты команды: «Нет, нет, тебя не вижу я.…», «Все, о чём мечтали», «Где мой дом», «Дай слово», «Отчего ушла ты в ночь» и т. д. Авторский тандем – Голосов/Шурупов действовал всегда безукоризненно и выдавал качественный материал. В лирике текстов заметное место занимала тема любви, романтика ночи, осени и одиночества.

В 1992 году снова в состав команды возвращается Павел Куляш, на своё место за ударной установкой. Вместе с тем ребята планируют записать свои песни на плёнку, в студийном режиме. До этого, конечно, делались записи с концертных выступлений и репетиций, но хотелось более серьёзного подхода. И вот зимой, в начале 1993 года, «Пластилин» выпустил свой demo-альбом под названием «Одинокая фея Ночь». Среди молодёжи и поклонников группы эта запись распространялась в большом количестве на магнитофонных кассетах.

ВКонтакте | ВКонтакте

(ссылка на видео гр.Пластилин 1993г.)

Распад.

В этом же году группа выступает на фестивале «Мартовский Кот» в Данкове уже в качестве почётных гостей. И в то же время параллельно возникает ещё одна группа-проект –трио «J.P.H.»: Олег Шурупов - гитара/вокал; Павел Куляш, - бас/вокал; Виталий Яковенко - ударные. Ребята хотели поиграть другую музыку, освоить другое направление – трэш металл, тогда он только набирал обороты. Был написан материал, отличающийся от музыки «Пластилина» - более тяжёлый, жесткий и агрессивный. Казалось бы, творческий процесс должен кипеть. Однако в «Пластилине», наоборот, наметилась тенденция к спаду творческой активности. На фестивале в Данкове 1993 года «J.P.H.» тоже участвовали и заняли первое место. Некоторое время параллельно функционируют сразу два коллектива, но в «Пластилине» возникают трения по поводу того, что двое из участников команды играют на две группы, а двое других остаются как бы «в дополнение». И вот тогда-то деятельность «Пластилина» полностью останавливается.

J.P.H. 1995г. (слева направо - Шурупов О., Куляш П., Яковенко В.)
J.P.H. 1995г. (слева направо - Шурупов О., Куляш П., Яковенко В.)

Почему нельзя было избежать распада? Почему нельзя было обойти острые углы? Почему нельзя было предотвратить непонимание среди участников коллектива? Много почему…

Как рассказывал Олег Шурупов, тогда, в 90-е, было сложное время, у всех были семьи, и нужно было зарабатывать, чтобы как-то выжить в тот период, поэтому времени и сил на музыку не у всех хватало.

Группа «J.P.H.» просуществовала не более пары лет, были успешные выступления, тоже сделали студийную запись, но в итоге коллектив на излёте выдохся и распался. Былой «пластилиновской» популярности «J.P.H.», увы, не суждено было достичь.

Вторая жизнь.

Время шло…

В середине 90-х Олегом Шуруповым был организован коммерческий проект «СНГ» с Игорем Дворниковым, который долгие годы пользовался успехом у лебедянцев. У этого проекта была своя долгая, интересная судьба. А также была работа в составе заслуженного коллектива народного творчества Липецкой области ансамбля русских народных инструментов «Наигрыш», в ансамбле русской песни «Сударушка», в составе духового оркестра.

В разные годы было много разговоров о воссоединении «Пластилина», и о возобновлении творческого пути. Но, увы, дальше разговоров дело не шло. И всё же вода камень точит. В конце 2010 года стали просачиваться упорные слухи, что коллектив опять собирается для музыкальной деятельности, репетирует материал. Эти слухи оказались не беспочвенными.

Вот какие новости сообщал интернет-портал www.lebedyan.com в своей ленте за 11.04.2011г.: «Вчера впервые после 18-летнего перерыва состоялось первое выступление легендарной лебедянской хард-рок-группы «Пластилин». Произошло это на сцене районного Дома культуры города Данкова, где лебедянцы приняли участие в благотворительном концерте под названием «Пока мы живы…». Концерт был посвящен памяти музыканта и звукорежиссера Евгения Лоцмана. Последний раз коллектив «Пластилина» выходил на сцену в 1993 году, и вчерашний концерт можно расценивать как официальное объявление о воссоединении музыкантов и возобновлении совместных выступлений. Справедливости ради стоит отметить, что «Пластилин» собрался в обновленном составе. Рядом с основателями группы вокалистом/гитаристом Олегом Шуруповым и барабанщиком Павлом Куляшом, в группе теперь Роман Богословский на бас гитаре и Игорь Дворников за клавишными.»

Коллектив спустя многие годы обрёл второе дыхание. Технический прогресс в области звука шагнул далеко вперёд. Инструменты и сопутствующая аппаратура стали доступнее и намного качественнее, поэтому группа зазвучала по-новому, плотно и сочно. Новые аранжировки раскрасили старые песни яркими красками.Коллектив на сцене и вне её смело давал фору более юным, модным и амбициозным группам области. Это был современный, качественный, сердитый хард-н-хэви, но чувствовалась старая закваска, это как красное вино – чем выдержка больше, тем оно лучше! Вновь, как и прежде, начались выступления, поездки на всевозможные рок-фестивали, в числе которых «Рок под Курском», байк-фесты «Rus48» и другие. Запись в студии, наработка нового материала, съёмки на музыкальных ток-шоу. Олег Шурупов на тот момент обзавёлся своей небольшой студией, поэтому процесс записи можно было производить, не отрываясь от репетиций. Жизнь била ключом. Однако вскоре было принято решение взять в группу свободного вокалиста, и вокалисткой стала Анастасия Пяк. Так в «Пластилине» зазвучал женский вокал. К тому же в репертуаре стали появляться песни на английском языке, и в этом была заслуга Насти Пяк, как соавтора музыкального материала. Это был крутой поворот, который добавил коллективу молодой крови. Был даже случай, когда одну из новых песен группы прокрутили на местном мексиканском радио. Ребята по этому поводу часто шутили – на мексиканском радио крутят русскую рок-группу, поющую на английском языке!

ВКонтакте | ВКонтакте

(ссылка на видео гр.Пластилин "Где мой дом" г.Воронеж клуб "Тарантул" 2011г.)

Но…

Но, увы, время всегда и всем диктует только свои условия. Люди в коллективе менялись – уходили одни, приходили другие, и вскоре Олег Шурупов остался единственным из оригинального состава группы «Пластилин». Было принято решение не использовать больше название известного брэнда «Пластилин», не играть на былом успехе заслуженного коллектива и изменить название группы на «Unusual Fusion» - (Необычный сплав). В музыке, точно следуя новому названию, был сплав самых различных стилей, ребята старались не ограничивать себя музыкальными рамками и просто делали так, как им нравится. В этом ведь и есть вся прелесть музыки – делать так, как ты чувствуешь. А Олег каждую свою гитарную партию, любой ход выверял и прорабатывал настолько досконально, будто бы хотел объять все необъятные музыкальные горизонты. К коллегам по цеху, так же как и к себе, он всегда был крайне требователен, и никогда не закрывал глаза на, казалось бы, незначительные ошибки, поэтому регулярно на репетициях проходил крутой «разбор полётов».

ВКонтакте | ВКонтакте

(ссылка на видео гр.Пластилин "Верить в чудо" 2013 г.)

Шурупов О., и Пяк А.
Шурупов О., и Пяк А.

Беда не приходит одна.

И всё же спустя несколько лет, в 2019 году коллектив «Unusual Fusion» тоже перестал существовать. Но осталась студийная работа, остались ученики, в дуэте с Игорем Дворниковым продолжал функционировать проект «СНГ», в тандеме с Игорем был написан гимн Лебедянского района, который был тепло принят и населением, и властями.

Но неожиданно пришла тяжёлая новость – после продолжительной болезни в октябре 2022 года ушёл из жизни бывший «пластилиновец» Павел Куляш. Легендарный Петрович ушёл, он обладал незаурядным чувством юмора, энергетикой и характером. Было горько и тоскливо осознавать эту утрату. До сих пор помню сцену, когда он в 1993 году на репетиционной базе «Пластилина», стоя перед нами, 16-летними пацанами, и жуя в уголке губ папиросу, говорил: «Запомните пацаны! Лучший барабанщик на свете – это Джон Бонэм!!!»

Олег Шурупов написал тогда на своей странице в ВК: «Петровича больше нет…» Эти слова были, как отсчёт на ударных: раз – два – три…

…И вот, спустя почти год, в тёплый сентябрьский день снова мрачное известие: 25 сентября ушел от нас замечательный человек, человек большого и доброго сердца, мудрый наставник и верный друг, музыкант с большой буквы, талантливый исполнитель и инструменталист – Олег Шурупов…

Вот так всё закончилось. Он всего год не дожил до своего 60-летия. Немногие знали, что у Олега в последние несколько лет возникли большие проблемы со здоровьем, он ждал операцию на сердце. Но судьба распорядилась иначе – не дождался, его сердце не выдержало. Буквально вся его жизнь – это сцена, и он всегда появлялся и уходил с неё под аплодисменты, ему были свойственны удивительная естественность и непосредственность. Он был полон оптимизма, относился с юмором к себе и окружающим. Не любил грустить, даже когда было тяжело на душе.

На похоронах было множество людей разных возрастов: молодёжь и пожилые, друзья, знакомые, коллеги, музыканты, бывшие ученики и даже просто люди, которые не были с ним лично знакомы – все они пришли проститься с Олегом и проводить его в последнюю гастроль.

К сожалению, для Олега Владимировича Шурупова последний концерт был исполнен. Он прожил яркую и интересную жизнь, как будто бы под сценическим светом рампы и софитов. Но шоу должно продолжаться, и тут Олег, безусловно, поддержал бы – как всегда! Он спросил бы только:

- Мы какими по счёту на сцену выходим? …

ВКонтакте | ВКонтакте

гр.Пластилин "Тебя не вижу я"

ВКонтакте | ВКонтакте

гр.Пластилин "Я найду тебя"

ВКонтакте | ВКонтакте

гр.Пластилин "Девочка"

ВКонтакте | ВКонтакте

гр.Пластилин "Тебе"

ВКонтакте | ВКонтакте

гр.Пластилин "Всё о чём мечтали"

Алмазом сияй ты на ночном небосводе,

Освещай своим светом странникам путь.

Пой, кружись там, вверху, в хороводе,

Будут помнить тебя, но и ты не забудь.