Найти в Дзене
Живу в Коми

Один день из жизни соцработника лесного поселка Кемъяр

Оглавление

Населенный пункт Кемъяр Республики Коми строился как поселок лесозаготовителей, которые бы занимались заготовкой леса круглый год. Со всей России здесь трудились люди. Со временем они обживались в этом заповедном уголке Республики Коми, создавали свои семьи. 10 лет назад я решила выяснить, как складывается их жизнь, побывав в гостях у пожилых кемъярцев с местным соцработником Любовью Макаровой. А по дороге она рассказала мне и свою историю.

Поселок Кемъяр
Поселок Кемъяр

С 1981 года семья Макаровых живет здесь. Неоднократно они собирались покинуть Кемъяр… с тех пор миновало уже более 40 лет.

Любовь Макарова у своего дома в Кемъяре
Любовь Макарова у своего дома в Кемъяре

– А теперь уже муж не хочет уезжать, – говорит Любовь Андреевна, – прикипели здесь сердцем. – Всю жизнь в леспромхозе работала – разнорабочей, хотя по образованию я бухгалтер, но устроиться по профессии не удалось – все места были заняты кемъярцами, а я сама палевицкая…

В 1999 году Любовь Макарова вышла на пенсию, но только два года смогла прожить без работы и устроилась в соцзащиту.

Сила немощи

– У меня все подопечные – инвалиды, – говорит Любовь Андреевна – и замирает на месте, видя, как ее подопечный и инвалид Александр Осипов тащит ведро песка.

Любовь Макарова и Александр Осипов
Любовь Макарова и Александр Осипов

– Александр Савватьевич, здравствуйте, почему Вы так тяжело трудитесь? – интересуюсь я.

– Потолок-то упал, делать некому – вот и приходится самому чинить, – говорит Александр Савватьевич (одной рукой таскает песок, а вторая – неработоспособна).

-4

Дом старый, медленно разрушается. «Целый день приходится заниматься его ремонтом», –  сетует мужчина. – А ведь это не мое жилье, государственное».

В доме Александра Савватьевича царил идеальный порядок
В доме Александра Савватьевича царил идеальный порядок

Входим в дом – скромно, но уютно и так чисто.

Печь ослепила своей белизной
Печь ослепила своей белизной

Ослепляет своей белизной печка, да вот незадача:

– Печка под землю ушла, накренилась, и кастрюли скатываются с нее, – объясняет Осипов.

-7

И другая печка вся на железных подпорках. В прошлом году на ее ремонт ушло две тысячи: «Кто мне их вернет?» – вопрошает мой собеседник.

– Насчет ремонта печки я обращалась в администрацию района, чтобы хоть какую-то материальную помощь ему дали, но было отказано – нет у него статуса малоимущего. Помощи нет и от сельсовета, – рассказывает Любовь Андреевна.  – А чтобы кого-то нанять, надо деньги платить, а у него пенсия не позволяет.

-8

– А вот она готовит, продукты, дрова, воду приносит, уборкой занимается, а песок таскать отказывается, – полушутя жалуется на социального работника «строгий» подопечный.

-9

– Как Вы здесь оказались? – пытаюсь переключить его внимание на другую тему.

– Окончил с отличием ремесленное училище в поселке Пезмог  Корткеросского района. Сначала по специальности работал – ремонтировал автомобили, трактора, потом шофером лет 15 трудился – в Зеленце уже курсы заканчивал.  Семья не создалась – любимая так и не дождалась жадного до знаний юношу и вышла замуж за другого. Так Александр Савватьевич  потом больше и не смог ни к кому прикипеть душой.

-10

В одной из комнат вижу на стене маленький коврик, на нем – жарко топится очаг, ждут своего часа сложенные в уголке дрова. Так и думаешь, что вот за этим ковриком, как и в каморке папы Карло, находится та самая потайная дверь, ведущая в страну, где всегда тепло, нет забот, болезней, где тебя любят и ждут…

О чем плакал  Иван Иванович

– А здесь живет другая моя подопечная, Нина Чабанова, участница Великой Отечественной войны, инвалид 1 группы.

-11

Она уехала в больницу, – продолжаем мы свое путешествие по Кемъяру. –  А мне было поручено следить за домом. Ночью в теплицу пришлось ставить обогреватель, чтобы не замерзли огурцы и помидоры, которые так бережно выращивают дети и внуки Нины Максимовны.

-12

-13

Уныло выглядел следующий заколоченный дом.

-14

– Тут жил Михаил Пименович Моисеев, он давно умер. Это был мой самый первый подопечный, – вспоминает Любовь Андреевна.

С волнением стучимся в дом Ивана Николаева.

– Он у меня приболел – температура вчера поднялась, – волнуется соцработник.

Иван Иванович
Иван Иванович

Заходим и вздыхаем с облегчением – Иван Иванович сидит, уютно устроившись на диване, смотрит телевизор и ждет гостей…

Ивану Ивановичу 78 лет. Совсем юношей он приехал в Кемъяр из Горьковской области.

– А как Вы про Кемъяр-то узнали? – начинаем беседу.

– У меня по дому сосед был, который и пригласил меня сюда на работу в Яснэгский леспромхоз. И вот я с 1960 года все на лесовозе трудился, – сказал Иван Иванович… и внезапно заплакал.

От растерянности лепечу что-то вроде:

– Вам так тяжело было?

– Да нет, тяжело не было, более тридцати лет на лесовозе проработал. В 1992 году вышел на пенсию.

Почти год уже Иван Иванович без супруги, а так всю жизнь вместе прожили, вырастили дочь. На зиму она забирает Ивана Ивановича к себе в город.

-16

– А мы всю зиму следим за домом, топим печку, –  продолжает Любовь Андреевна.

– Так обидно, всю жизнь работал и никому оказался не нужен, – плачет Иван Иванович. Теперь мне уже ничего объяснять не надо – дело тут не в одиночестве  – гостей к Николаеву приходит предостаточно, так, что к вечеру Иван Иванович и устает порой. А дело в том, что жить ему, человеку, всю жизнь и здоровье отдавшему Северу, приходится в развалинах.

Пытаясь отвлечь Ивана Ивановича от грустных мыслей, Любовь Андреевна предупреждает, что сейчас она вернется и: «будем вермишелевый суп варить!»

-17

– Хорошо готовит? – спрашиваю я Ивана Ивановича.

– Отлично!

– Что сегодня в меню?

– Борщ на обед был. На второе салат ел, на вечер рыба есть. Завтра вот оладьи буду жарить, так утром ему принесу, – отчитывается Любовь Андреевна, а потом добавляет:

– У него диабет, диета.

-18

А Иван Иванович садится пить чай с любимыми подушечками. Так я его и запечатлела на фото, а когда взглянула, чтобы оценить качество снимка, удивилась: разве скажешь, что моему герою 78 лет?

– Да! Фотогеничный, – смеётся Любовь Андреевна.

«Солнечная» Лидия Александровна

– У вас каждый день такой? А как Вы работаете, если сами себя плохо чувствуете? – продолжаем мы разговор.

–12 лет уже у меня нет ни выходных, ни праздников, какой уж там больничный, – делится Любовь Андреевна. –  Летом работать легче, а зимой, когда снегом все заметет,  мы с коллегой Раисой Васильевной Бурмистровой  ходим по собачьим тропам. Приходится самим чистить дворы своих подопечных, носить дрова и воду. Но работа – есть работа, я за это зарплату получаю. Стараюсь всегда всем помочь.

Лидия Александровна
Лидия Александровна

Так за разговором подходим к дому Лидии Александровны Заболоцких. Захожу и: «Ой, какая же Вы красавица!» – невольно вырывается у меня, когда вижу, как нарядная  Лидия Александровна перебирает только что собранную клубнику.

–  И что Лидии Александровне тоже помощь нужна, она же такая энергичная?

– Нет, она нездорова. Плохо видит, ноги больные, инвалид 2 группы, – объясняет Любовь Андреевна.

А Лидия Александровна тем временем собирает на стол и между делом рассказывает:

– Я кировская.  В те времена в колхозах Кировской области плохо жилось. Вот муж и завез меня сюда, в эти края, где сам трагически погиб…

– Вы жалеете, что тут всю жизнь пришлось прожить?

– Конечно, жалею. Забрал Север здоровье. Я ведь всю жизнь в лесу работала – сучки рубила.

Сегодня Лидии Александровне 74 года, но большая ответственность лежит на ее плечах – надо поднимать внука, оставшегося после смерти невестки.

– Сейчас учить его буду в институте, – делится Лидия Александровна. И это при таких проблемах, которые приходится решать самой женщине! Участок у нее большой и без чужой помощи не обойтись. «Золотыми» в этом году стали и дрова для моей собеседницы – пришлось нанимать людей, чтобы привезти, распилить, занести в дровяник такое необходимое топливо. Как, получая пенсию  9400 рублей, ей удается выжить, даже не представляю…

– Лидия Александровна  очень аккуратная, экономная, практичная, – объясняет Любовь Андреевна. – И огурчики сама посолит, и варенье сварит. А знаете, как она готовит! – восхищается соцработник.

-20

Оценить кулинарное искусство Лидии Александровны я смогла, отведав ароматных сырников. А потом моя собеседница выходит нас проводить и долго еще стоит на пороге своего дома вся в лучах солнечного света.

-21

Прощаюсь и с Любовью Макаровой, словно с родным человеком… Ведь сегодня она поделилась со мной сокровенным –  маленькими радостями, печалью, болью и  надеждой такой большой и дружной своей семьи.

Наталья ПРОКОФЬЕВА.

Фото автора