Кто это? Откуда-то мне знакома эта фамилия, но не вспомню откуда. Думаю, у многих, кто специально не изучал русское искусство конца ХIХ – начала ХХ века, возникнут подобные мысли.
А фамилию эту вы, действительно, встречали, если читали биографию Игоря Грабаря. Именно у Николая Мещерина он гостил на протяжении многих лет, это в его имении Дугино Грабарь создал свои самые знаменитые полотна, а обе жены Игоря Эммануиловича носили фамилию Мещерина и были племянницами Николая Васильевича.
И поэтому начну с той характеристики творчества Мещерина, которую дал ему Игорь Грабарь:
«Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь – такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, – ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться... он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие...»
Родился Николай Мещерин 28 февраля (по новому стилю) 1864 года в Москве в Замоскворечье, в патриархальной купеческой семье. Его отец Василий Ефремович Мещерин, купец первой гильдии, основал Даниловскую текстильную мануфактуру и рядом с фабрикой построил большой дом с парком. А в 1872 году началось строительство усадьбы в Дугино Подольского уезда.
Николай был старшим сыном и по воле отца учился в Московской Практической академии коммерческих наук, так как должен был продолжить семейное дело. Но отец умер в 1880 году, и Николай, не успев завершить учебу, вынужден был принять управление делами.
Но у будущего художника не было интереса к коммерции и производственным делам. А рисовать он любил с детства, и в Академии рисование было обязательным предметом. А ещё его завораживали великолепные пейзажи в окрестностях загородного имения Дугино, куда он постепенно и перебрался, оставив дела на брата Михаила.
В Дугино Николай занялся обустройством дома, парка и хозяйства, а ещё очень серьезно увлекся фотографией. Его снимки стали его первыми пейзажами. Уже в них он старался запечатлеть красоту подмосковной природы, различные её состояния во все времена года и при разном освещении.
Мещерин сам проявлял и печатал фотографии, оформлял их в паспарту, делал подписи. Сюжет некоторых снимков позже художник отразил в своих картинах. Ведь в черно-белых фотографиях Мещерину не хватало цвета. И тогда он взялся за кисти и краски.
Первые советы в области живописи он получил от своего приятеля, с которым познакомился ещё в Практической академии, Василия Переплетчикова. Переплетчиков к этому времени уже прошел курс вольнослушателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1895 году в Дугине гостил художник Мануил Аладжалов, у которого Николай также учится. А уже первые систематические уроки он брал в 1898-1899 годах у живописца Алексея Корина.
К этому времени относятся и первые известные живописные работы Николая Мещерина.
С 1899 года картины Мещерина начинают выставляться. Так Его работа «К весне» экспонировалась и на выставках Московского общества любителей художеств, и на 18-й выставке передвижников 1900 года.
С 1900 года художник активно участвовал в деятельности Московского общества любителей художеств.
В Дугино Мещерин создает настоящую «творческую мастерскую». И это не только помещения: его собственная мастерская и специально оборудованная для гостей-художников, а окружающие усадьбу восхитительные виды и созданная хозяином благоприятная атмосфера. В доме всё было подчинено искусству: прекрасная библиотека, большая музыкальная коллекция граммофонных пластинок и собрание живописи современников.
В коллекции картин у Мещерина были работы Аладжалова, Тархова, Борисова-Мусатова, Жуковского, Корина, Переплетчикова, Соколова, Петровичева, Грабаря и других. А картину «Лебедь» (не «Царевна-лебедь», а работа 1901 года) Михаила Врубеля из своей коллекции художник принес в дар Третьяковке.
К услугам художников был и кучер, всегда готовый запрячь лошадь и отвезти их на натуру.
Многие пейзажисты побывали в имении Дугино. Часто здесь гостил Василий Переплетчиков, не раз приезжал Аполлинарий Васнецов. Бывали и творили Алексей Корин, Мануил Аладжалов, Василий Мешков, Алексей Степанов. Свои последние этюды в Дугине написал Исаак Левитан. Николай хотел брать уроки у знаменитого пейзажиста, но тот посоветовал Мещерину заниматься самостоятельно, так как разглядел у него уже свой сформировавшийся индивидуальный подчерк.
Когда художник приезжал в Москву, он снимал квартиру на втором этаже особняка купца Трифона Коробкова на Пятницкой улице. В работе «Из окна дома Коробковой» он изобразил угол Пятницкой и Голиковского переулка. Одна из двух изображенных церквей – церковь Николы в Пыжах – существует и сейчас.
Этюд «Избы» был приобретен Советом Третьяковской галереи с выставки МОЛХ 1903 года, на которой Мещерин выставил уже девять картин.
В 1903 году Мещерин участвовал в выставке «Мир искусства», где он и познакомился с Игорем Грабарем. Зиму 1903-1904 годов Грабарь провел в имении Дугино. В книге «Моя жизнь» он вспоминал: «К моменту моего приезда в Дугино он был, во всяком случае, уже давно не дилетантом, а видным художником, не менее самостоятельным, чем даже Переплетчиков».
Художники очень сдружились. Они вместе занимались живописью, и именно Игорь Грабарь оказал большое влияние на изменение художественной манеры Мещерина. Он познакомил Николая Васильевича с современной французской живописью: импрессионизмом и дивизионизмом (пуантилизмом). Эти художественные техники оказались очень созвучны восприятию Мещерина и поэтому быстро нашли отражение в его работах.
/ Пуантилизм или дивизионизм – живописная манера, основанная на технике письма мелкими точечными мазками почти чистых красок/
В некоторых работах Мещерин пуантелью прорабатывает только передний план.
До 1908 года Николай Мещерин очень активно участвовал в выставках в Москве и Петербурге. Осенью 1906 года пять его работ были отобраны Сергеем Дягилевым для Парижского Салона. Пастель «На пашне» была выкуплена для Третьяковки, о чем Мещерину сообщил Игорь Грабарь из Парижа. Сам же Мещерин почти всю жизнь провел в Дугино и Москве и очень редко куда-то выезжал. В ответном письме он выражал свою радость и благодарность: «Известие о покупке в Третьяковку подбодрило меня, и как будто работа пошла успешнее».
Надо сказать, что художник не любил расставаться со своими картинами. Он был обеспеченным человеком и не спешил продавать свои работы. И даже часто в ответ на просьбу что-то продать отшучивался, говоря, что торгует холстом, а не картинами.
При этом Мещерин вместе с другими художниками в 1910 году передал свои картины для организации художественного музея в Вятке.
Интересная история у картины «Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево». В Третьяковской галерее, где она хранилась, специалисты обнаружили, что с обратной стороны под картоном всё время находилась ещё одна картина – «Опушка леса зимой». Очень любопытно: двусторонняя картина с изображением лета и зимы.
Больше всего Николай Мещерин любил работать ранним утром, его влекли рассветы и первые солнечные лучи.
Игорь Грабарь в своей книге «Моя жизнь» так вспоминал художника:
«Он был женат и бездетен. Когда я с ним познакомился, ему было лет сорок. Среди художников он выделялся своей патриархальной большой бородой-лопатой, черной, слегка тронутой проседью. Был он, как, впрочем, и вся семья, жесточайшим неврастеником, ложился под утро, вставал после полудня, иногда даже в два и три часа дня, ел только самые легкие блюда, не тяжелее одной куриной котлетки, главным же образом питался икрой и яйцами всмятку. Зато уничтожал невероятное количество чая, и самовар в Дугине не сходил со стола ни днем, ни ночью».
После 1908 года Мещерин меньше занимался живописью. Частично он это объяснял тем, что у него «получилось переутомление». Но также он был занят здоровьем своей младшей сестры Александры и заботой о самочувствии матери, которые проживали в Москве, так как не ладили с супругой художника.
Его жена Лидия Ивановна Горячева-Мещерина, по воспоминаниям современников, имела тяжелый характер, была очень властной и не поддерживала мужа, а к его творчеству была равнодушна. К тому же она любила свет, и в результате Первая Мировая война застала её за границей. Мещерину стоило не малых трудов, чтобы помочь ей вернуться на родину. Последние годы они жили врозь, а хозяйством в Дугино занималась супруга племянника Василия.
В 1910 году после раскола объединения «Мир искусства» Мещерин настолько был расстроен и не хотел участвовать в конфликте, что перестал выставляться. И только необходимость принять участие в благотворительной кампании во время Первой мировой войны вынудила его вернуться к публике.
Война очень сильно потрясла Николая Мещерина В письме своему другу скульптору Владимиру Домагацкому он писал: «Летом работал, но теперь всё внимание поглощено войной. Только об этом и думы. И у всех окружающих то же. На что Грабарь, и тот работать не может».
На художника легли все заботы об усадебном хозяйстве, к тому же у него пошатнулось здоровье. «Я в общем ничего. Дурит только сердце», – писал он.
При этом в последний год своей жизни (май-июнь 1916 г.) он создает целую серию этюдов «Восход солнца». Как позже скажут: он написал «гимн солнцу», а за поиски цвета и света назовут Мещерина «русским Клодом Моне».
Скончался Николай Васильевич Мещерин 9 (22 октября) 1916 года в своём имении Дугино от сердечного приступа в возрасте 52 лет.
После его смерти в 1917 году на выставке Союза русских художников было продемонстрировано 30 картин Мещерина. Но его жена Лидия Ивановна Горячева-Мещерина, ставшая единственной наследницей его картин, спешно стала распродавать работы. И как писали современники, нередко и в случайные руки. Поэтому местонахождение многих картин остается неизвестным. Да и имя его было забыто на долгие годы.
Лишь в 1987 году в Москве прошла выставка, посвящённая художнику, и был составлен каталог его работ. А в 2019 году Музей русского импрессионизма организовал выставку, приуроченную к юбилею Мещерина, собрав картины и фотографии Николая Васильевича.
А ещё был представлен альбом Мещерина с его зарисовками и записями. Этот уникальный альбом удалось спасти Игорю Грабарю. Он в личном письме к Луначарскому попросил вернуть ему из национализированной дугинской библиотеки его собственные книги и рукописи. Ведь Грабарь подолгу жил в Дугино и хранил там свои вещи. А вместе с ними он сумел заполучить и часть вещей Мещерина, в том числе ранние этюды и этот альбом.
Теперь он хранится в Третьяковской галерее и очень интересен тем, что помогает понять, как создавались картины Мещериным. Рядом с набросками художник очень тщательно прописывал все изменения цвета и света:
«Луна розово-золотая. Небо бирюзовое. Лес розово-лиловый Снег белее неба и темнее. Вверху синее небо, книзу молочно-бирюзовое, звёзды вверху, как бриллиантики, книзу тусклее…» – зима 1905 года.
«Розово-палевая тусклая луна едва намечается сквозь облака. Облака книзу сиреневые, выше полосы гуще и серее. Небо у облаков палево-бирюзовое, мутное, выше – голубо-зелёное, бирюзовое. Ещё выше – голубее, слева всё светлее и теплее. Дали лилово-малиновые, пятно сильное <…> Рожь сизо-зеленая, лилово-зелёная. За рожью всё малиново-лилово, рожь светлее к земле. К Чурилкову вижу светлее, а за Чурилковым всё. Кое-где рисуются лощины более холодным тоном» – 4 мая 3 часа ночи, 1905 год.
Вот таким необычным человеком и художником был Николай Мещерин. Как написал о нем врач и коллекционер Иван Иванович Трояновский:
«Русский всей душою, в лучшем смысле этого слова, корнями вросший в русскую почву, обожавший русскую сказку и тонко чувствующий музыку, особенно русскую народную песню, он страстно любил родную природу и умел замечать и запечатлевать и в душе, и в своих работах такие её тонкие и неуловимые для других оттенки красоты, особливо в красках и освещении, что несомненно должен быть поставлен в ряду выдающихся «национальных» художников»
С любовью, ваша Света В.
П.С. Не ищите на картах имение Дугино. Теперь это место называется Мещерино. Усадьба принадлежит Академии пограничных войск России, а дом Николая Мещерина полуразрушен пожаром. Но окрестности и живописные виды остались.
Мой Телеграм-канал, где я выкладываю анонсы своих новых статей –
Публикации о художниках и их произведениях можно найти в подборке «На вернисаже как-то раз»