Он очень любил разыгрывать различные шутки и, когда не опаздывал на репетиции, развлекался следующим образом. Он подходил к троллейбусу, снимал у него рога и просил первого встречного прохожего подержать их. Затем садился на троллейбус и через какое-то время разъяренный водитель троллейбуса давал по рогам этому самому прохожему. А этот актер стоял и наблюдал за всем этим процессом на противоположной стороне улицы.
Киноначальство не любило этого актера за то, что он никогда не лез за словом в карман и всегда говорил правду. Его отказывались снимать, его имя вычеркивали из различных кинословарей. И мы, конечно, помним его прежде всего по образу, который он создал в кинолентах Гайдая, по образу бывалого, несмотря на то, что этот актер сыграл более 100 ролей в кино. Чаще всего он играл каких-то балбесов, жандармов, фашистов и каких-то проходимцев.А ведь мог сыграть, например, Черчилля на Мосфильме или сыграть Демьяна Бедного, но что-то не сложилось.
Например, вы знаете, что когда Моргунов был еще совсем молодым, он очень любил курить. И он не просто курил, а делал это так, как будто это было его хобби. Он мог выкурить две сигареты одновременно, и это было его особым стилем. Но не только курение было его страстью. Моргунов был талантливым актером, который мог сыграть любую роль. Он был не просто актером, но и человеком, который умел переносить трудности и невзгоды.
Несмотря на то, что Моргунов мог быть немного неуклюжим и забавным, он был очень начитанным человеком. Он мог легко сыграть сложные произведения на память, без нот. Моргунов был не только талантливым актером, но и прекрасным человеком. Он был заботливым и добрым, всегда готовым помочь другим.
Моргунов родился 27 апреля 1927 года в Москве. Он рано потерял отца и вынужден был работать с детства. В 14 лет он стал работать на заводе по изготовлению артиллерийских снарядов. Несмотря на тяжелый труд, Моргунов оставался оптимистом и верил в свои силы.
Евгений всегда был крупным ребенком, и в этом, как говорит сам Моргунов, была заслуга его матери. Будучи акушеркой, она всегда находила возможность принести домой лишний кусок хлеба, шоколадку или еще одну банку тушенки. Семья Моргунова жила бедно, но благодаря стараниям матери никогда не голодала.
Нарезая болванки для артиллерийских снарядов, Моргунов в тайне мечтал о сцене. В детстве он сильно увлекался музыкой, по многу раз прослушивал пластинки, которые были в доме, и при этом мечтал однажды стать похожим на своего кумира Леонида Утесова. Он знал все его песни и даже за работой постоянно что-то напевал.
Моргунов прекрасно понимал, что актерская профессия для него - это несбыточная мечта. Однажды он все-таки решился на весьма необычный поступок. В 1943 году он написал письмо самому Сталину с просьбой помочь.
Отец всех народов, уважаемый Иосиф Виссарионович, пожалуйста, примите меня в искусство. Я работаю на заводе, я болван, но очень хочу быть в искусстве. Я участвовал в самодеятельности и даже работал в массовке на Мосфильме, но директор нашего завода препятствует этому стремлению. А я хочу быть как Константин Станиславский или как Владимир Немирович-Данченко.
Конечно, Моргунов ни на какой ответ даже не надеялся. Просто написал, было-не было. Ответ на просьбы все не приходил, и будущий актер уже забыл о том, что писал Сталину. Но к его огромному удивлению, через месяц дирекция завода, на котором работал Моргунов, получила письмо с ответом из Кремля: направить товарища Моргунова Евгения Александровича для поступления в театр имени Таирова в качестве актера вспомогательного состава. С этого момента началась актерская жизнь Евгения Моргунова.
Год он проучился у очень известного режиссера Александра Таирова, который на тот период времени возглавлял Камерный театр. А в 1944 году Моргунов перевелся во ВГИК в мастерскую самого Сергея Герасимова.
Подтянутый, белобрысый, вечно улыбающийся, он не замолкал, рассказывая анекдоты, и не уставал разыгрывать всех и вся, невзирая на возраст и должности. Безумно увлеченный музыкой, он вечерами пропадал на концертах, и ко второму курсу уже на слух исполнял Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Вместе с ним и Герасимовым в одной группе также учились такие будущие знаменитости, как Вячеслав Тихонов.
Именно Евгений Моргунов помог Сергею Бондарчуку поступить в театральное училище. Это было совсем не просто для студентов, которые были не очень известны. Он подошел к Сергею Герасимову и попросил его посмотреть на одного солдатика. Герасимов сначала отмахнулся, сказав, что набор уже давно закончен. Но Моргунов продолжал настаивать, и Герасимов согласился.
Этим солдатиком оказался Сергей Бондарчук. Моргунов начал сниматься еще во время учебы, и его первое эпизодическое появление произошло в картине "Шесть часов вечера после войны". После этого его еще несколько раз приглашали сниматься в эпизодах, но в те годы к актеру относились несерьезно. Его репутация была средней, и никто не спешил приглашать его ни в новые проекты, ни тем более на большие роли.
После окончания ВГИКа у Евгения Моргунова было мало чем похвастаться. Первое серьезная работа в кино для него стала отрицательная роль - роль предателя в картине, которая стала действительно легендарной - фильме "Молодая гвардия". Правда, несмотря на то, что все его коллеги по съемочной площадке получили за свои роли сталинские премии, Моргунов премию не получил, потому что его персонаж был отрицательным и его роль была вырезана цензурой.
Практически вся роль Моргунова легла в корзину, и молодому артисту пришлось ждать своего звездного часа еще добрый десяток лет. Роль в "Молодой гвардии" принесла ему только одни проблемы. Моргунов даже был как-то избит уличными мальчишками, которые не шибко отличали кино от реальной действительности. Успех Моргунова пришел совершенно неожиданно.
Дело в том, что Леонид Гайдай, который снял достаточно неудачную картину "Трижды воскресший", заперся у себя на даче и внимательно стал изучать понравившийся ему фельетон в стихах и прозе "Пес Барбос и необычный кросс". Разглядев в этой бесхитростной поделке недюжинный комедийный потенциал, Гайдай загорелся идеей снять короткометражку.
Трусы, Балбес были найдены относительно быстро. А вот с Бывалым пришлось изрядно повозиться. На эту роль планировался даже Михаил Жаров. Пока директор музея фильма Иван Пырьев не распорядился утвердить на съемках этой картины Евгения Моргунова. Собака, которая играла Барбоса, постоянно кусала именно Моргунова в "Самогонщиках", а где снимался уже другой пес, он тоже первым делом набросился на Бывалого. Говорят, собаки кусают плохих людей, а иногда кусают отрицательных персонажей, сыгранных слишком правдоподобно.
Фантастический поворот в судьбе ждал после выхода этой картины на экран не только Моргунова, но и, конечно же, Леонида Гайдая. После выхода этих картин на экран началась новая жизнь Моргунова. Успех троицы был грандиозным. Актеры поистине проснулись знаменитыми. Теперь Евгения Моргунова знала вся страна. Коллеги за глаза называли его везунчиком.
Настоящим же триумфом стали, "Кавказская пленница" и "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Легкие, изобилующие юмором, они сразу же завоевали сердца зрителей.
Мало кто знает, что за этой легкостью была проделана очень трудная, тяжелая работа. Так, например, в "Кавказской пленнице" тяжело давались сцены погони. Гайдай очень нервничал. Он постоянно говорил: "Не смешно". Обстановка была очень накаленная. Моргунов пришел как-то на рабочий просмотр в сопровождении девушек.
Ему сказали, чтобы не было посторонних ушей. Моргунов обидевшись, не подчинился и, демонстрируя свою независимость, сострил по поводу неудачно снятых эпизодов погони. Гайдай повторил свое требование и моргнул. В результате Гайдай вычеркнул все последующие сцены из фильма, связанные с Бывалым, а из всей троицы Моргунову выдали самый маленький гонорар. Он получил за съемочный день по 25 рублей, в то время как Никулин получал по 50 рублей, а Вицин по 40.
После конфликта Гайдай в "Кавказской пленнице" вместо Моргунова снимал исключительно дублеров. Поэтому вместо Моргунова, когда мы видим сцену проноса холодильника, это делает дублер. На помирить режиссера и Моргунова на съемочную площадку как-то пришел сам Сергей Бондарчук.
Но Гайдай был непреклонен. Он просто вычеркнул его из своей жизни. Они помирились лишь спустя 27 лет на праздновании открытия музея трех актеров. И все же, после «Кавказской пленницы», Моргунов стал не просто узнаваемым человеком, он превратился почти в национального героя.
На стадион он проходил без билета, и увидев его, контролер улыбался, забывая про свои обязанности.
Во время съемок у Гайдая Моргунов, Вицин и Никулин сначала подружились и даже ездили вместе отдыхать. Но после этого у них произошел конфликт. Моргунов, который всегда боготворил Вицина и относился к Никулину крайне недоброжелательно, зачастую сам провоцировал конфликты.
Вицин категорически запрещал своей дочери Наташе бесплатно приходить в цирк Никулина и приходить только по купленным билетам. Моргунов же выписал контрамарку на два лица, потом подрисовал единичку и провел 12 человек в ложе дирекции.
Однажды перед началом представления в цирке на Цветном бульваре Евгений Саныч с депутатским значком на лацкане пиджака подошел к главному входу и начал шутить, предлагая зрителям обратиться для решения всех своих жилищных проблем к директору цирка Никулина.
После того как количество посетителей перевалило за полтора десятка, Юрий Никулин направил своего помощника выяснить, чем же дело, и после выяснения распорядился не пускать Моргунова в цирк с формулировкой «У нас и своих клоунов хватает»
Евгений Моргунов также написал четыре сценария, один из которых лег в основу его режиссерского дебюта в 1962 году под патронажем Михаила Шолохова. Моргунов поставил комедию "Когда казаки плачут", но эта его режиссерская работа была в его кинокарьере единственной.
Несмотря на это, он был достаточно легким человеком на подъем и всегда был душой компании. Он постоянно разыгрывал своих коллег, и, кстати, не многим нравились его шутки и розыгрыши. Например, Михаил Глузский 20 лет не здоровался с Моргуновым за какой-то проступок. Но однажды им довелось ехать в одном купе в Ленинград, и Моргунов попросил Глузского простить его. Они снова стали уважать друг друга, но утром, когда Глузский уезжал в Москву и уже сел в вагон тронувшегося поезда, Моргунов побежал следом за вагоном и стал кричать на весь перрон: "Лаврентий Павлович, товарищ Берия, зачем вы уезжаете? Я освободил для нас целый корпус тюрьмы!"
Он всегда носил с собой удостоверение с красной корочкой, и никто никогда не знал, что в нем было написано, но это действовало всегда безотказно. В ресторане он шептал официанту: "Товарищ, дайте мне такой столик, чтобы меня ничто не загораживало". А в такси он всегда подмигивал водителю: "Товарищ, следуйте моим инструкциям, догоните вон ту машину и незаметно пристройтесь к ней". И, конечно, денег ошеломленному водителю не платил, просто пожимал руку и говорил: "Спасибо большое, приходите к нам в кино иногда".
Возвращаясь домой, Моргунов на улице подходил к прохожему, доставал свое удостоверение с красной корочкой и так убедительно говорил: "Товарищ, пройдемте", что люди пугались, но следовали за ним до самого дома. Евгений Александрович недоуменно интересовался у товарища, почему он его преследует, а затем любезно отпускал попутчика.
Во время съемок эпизода «Ералаша», где Геннадий Хазанов играл роль молодого учителя, а Евгений Моргунов – директора школы, никак не удавалось заучить фразу на итальянском языке. Моргунов очень сильно нервничал и во время одного из дублей, ударив кулаком по столу, сказал «пенис» на итальянском. Вся съемочная группа засмеялась, и в этот момент я тоже не смогла сдержать смех.
Иногда у актера бывало туго с деньгами, и тогда в общественном транспорте он представлялся контролером. Он проверял билеты, а затем ругал и высаживал безбилетных. И только когда настоящий контролер Моргунов заходил в троллейбус, актер непринужденно выпрыгивал из него.
Не только контролеры, но и водители троллейбуса любили изображать Моргунова в жизни. В том же театре киноактера он однажды устроил настоящий переполох. Когда в гости неожиданно заехали Молотов и Каганович, Моргунов первым вышел к ним и представился художественным руководителем театра киноактера. Он попросил увеличить жалованье артистам низшей категории, к которым он сам и относился. Высокопоставленные начальники не смогли отказать руководству театра, и Моргунов получил прибавку.
Несмотря на свою порядочность, Моргунов часто зарабатывал себе на жизнь тем, что ездил по стране с концертами. Однако для него эти поездки были настоящим испытанием, так как он страдал от диабета, который с каждым годом прогрессировал и был основной причиной его полноты.
Во время войны мама принесла домой пачку сливочного масла, а мальчик не удержался и съел продукт в один присест без хлеба. Моргунова едва откачали, и к 25 годам у него начала развиваться страшное заболевание.
Моргунов часто выходил во время выступлений на сцену в ботинках, разрезанных по бокам, чтобы не так сильно болели ноги. Но не тем не менее, актер никому не жаловался и даже хромая на сцене от боли, Евгений Саныч шутил, что просто упал с лошади. Моргунов был не бедным человеком, он жил в Москве на Красной Пролетарской улице в четырехкомнатной квартире.
Супруга была вынуждена разрезать резинки на носках, так как они не приносили облегчения. Последние пятнадцать лет он жил, как говорится, под ножом. Четыре раза в год врачи говорили ему об ампутации ног, но он не придерживался диеты, перенес тромбоз, злоупотреблял алкоголем и даже забывал колоть себе инсулин.
Последние три года жизни Моргунова стали просто невыносимыми. Он стал озлобленным, постоянно ругался и повышал голос. Многие на него обижались, и многие от него отвернулись. Никто даже не подозревал, что причиной его поведения была страшная боль, которую он терпел и старался никому об этом не говорить. Он всегда старался держать марку.
В 1998 году в семье Моргуновых случилось горе - младший сын Евгений погиб в автокатастрофе. Он очень любил лихачить, и Моргунов всегда его за это ругал. Но однажды случилось непоправимое - сын на большой скорости врезался в дерево.
Евгений Саныч страшно переживал потерю сына. Он перенес два инфаркта и инсульт, и когда во время очередного обследования врачи сказали Моргунову, что шансов на выздоровление нет, он с присущим ему оптимизмом сказал: "Вы не вынести меня отсюда, потому что я невыносимый". Он пережил своего сына всего лишь на полгода, и его похоронили рядом с ним на Кунцевском кладбище под Москвой.
Известно, что во время похорон Моргунова Георгий Вицин подошел к Юрию Лужкову и попросил, чтобы все три комика были похоронены в одном месте. Мэр Москвы еще раз попросил актера не приходить на кладбище, так как это будет неуместно. Но, несмотря на это, все трое оказались на разных кладбищах.
Моргунову было всего 72 года, его организм был посажен, и у него не осталось ни одного здорового органа. Когда после очередной выписки из больницы его жена читала историю болезни, она понимала, что шансов на спасение уже нет. А Моргунов всегда и всем говорил: "У меня все будет хорошо".