Я с детства обожаю камни, не обязательно драгоценные. В основном моё внимание всегда притягивают необработанные породы и осколки. В них чувствуется история, жизнь, душа. Они для меня живые. Раньше, постоянно ходила на выставки и мероприятия, посвященные камням, выискивала у мастеров красивые и не ограненные. Обработанный камень для меня - несет в себе душу и историю мастера, а хотелось именно душу камня увидеть. У меня дома небольшая коллекция, потому что всегда всё теряется, есть у меня такое свойство - всё терять. Может домовой шалит, не знаю. Вроде складываешь всё в одну шкатулку, а потом ррррраз и нет в ней нескольких, но статья не об этом.
Этой осенью удалось мне наконец съездить в отпуск, куда то дальше родного края. Я поехала к родственникам в Екатеринбург, первый раз в жизни, к моему великому стыду. И самый первый музей, который я посетила, естественно, был о камнях.
Я как завороженная ходила между экспозициями и не могла не радоваться разнообразию прекрасного, а затем попала совершенно в другой зал.
Зал камнерезного искусства...Зал камнереза Алексея Антонова. До этого, я и не подозревала, какие шедевры могут творить наши мастера из камня. И в тот день, уже возвращаясь домой я вдруг осознала, что не сделала ни одной фотографии этих скульптур, на столько была потрясена красотой и сложностью исполнения. Поэтому, дальнейшие фото я взяла с просторов всезнающего интернета. Ну и немного информации о процессе создания подобных шедевров:
Ввиду того, что объемная мозаика являет собой сложнейшую технику с задействованием множества материалов, над одной композицией даже небольшого размера работает 5-6 человек. Причем задействованы не только камнерезы, но и ювелиры, скульпторы, мастера по бронзе, латуни, эмали.
Объемная мозаика для резки камня требует от мастеров не только профессиональных навыков резьбы по камню, но и глубоких знаний о камнях в целом и их физических свойствах. Флюорит, к примеру, имеет внутри белые пузыри, что делает его подходящим для изображения волн и морской пены, тогда как полупрозрачный агат отлично подходит для изображения воды и так далее. Что любопытно, все скульптуры выполняются только из камня, никаких красителей и красок в процессе работы не используется.
Но прежде чем ремесленники даже коснутся камня, они должны создать макет будущей работы, которую планируется создать, что уже само по себе является трудоемким процессом. Проект обсуждается в коллективе художников, после чего создается черно-белый эскиз утвержденной композиции. Затем создается цветная версия эскиза на основе цвета и текстуры драгоценных камней, которые будут использоваться для его создания.
Так, чтобы собрать объемную мозаичную скульптуру, в каждой детали сверлят отверстие и устанавливают металлическую булавку, с помощью которой впоследствии прикрепляют ее к остальной части композиции. Затем произведение отправляется ювелиру, который добавляет необходимые элементы из драгоценных металлов. Этот трудоемкий и очень кропотливый процесс может занять у команды из пяти-шести мастеров два-три года.
Непосвященному человеку даже в голову не приходит мысль о том, сколько природного материала нужно потратить только на одно изделие. К примеру, резчик по камню может пройти через каменную плиту весом 100–150 кг в поисках единственной точки, которая соответствует его требованиям, чтобы выделить определенную деталь в скульптуре. Например, красноватые шрамы на лице и торсе царя Кощея вовсе не закрашены, это естественная окраска камня, выбранного для этой композиции.
В работе над яркой и динамичной композицией «Джокер» использованы драгоценные и полудрагоценные камни: яшма, малахит, долерит, родонит, лазурит, чароит, флюорит, амазонит, лепидолит, апатит, кахолонг, хрусталь, а также бронза, серебро, серебрение и золочение. Высота фигуры – 90 см. вес – 90 кг.
Эксперты оценивают скульптуру «Тореадора» в пять миллионов евро. И это только экспертная, аукционная же цена при продаже может вырасти в разы. Учитывая время и усилия, которые затрачиваются на создание этих замысловатых каменных чудес, неудивительно, что стоимость их непомерно высока.
Высота самых небольших скульптур составляет около 23 см, а их стоимость начинается от $20 тысяч. Средние фигуры при весе 15-20 кг и высоте около 30 см, оцениваются в $100 тысяч. Ну а экземпляры, достигающие метра высотой и центнера весом - в среднем оцениваются до миллиона долларов.
Ну вот мы и прикоснулись немного к прекрасному. Как вам работы современных мастеров?