Молдавия и Приднестровье: шансы на обострение и его смысл

785 прочитали

28 февраля Приднестровье заявит о желании присоединиться к России, уверяют на Западе.

28 февраля Приднестровье заявит о желании присоединиться к России, уверяют на Западе.

За последние несколько дней в информационном поле появился новый нарратив – якобы Приднестровье готовится объявить о полноценной независимости с последующим вхождением в состав России.

Поводом для заявлений стал первый за 18 лет общий съезд депутатов в Тирасполе, проходящий сегодня, 28 февраля. Прошлый съезд закончился решением о референдуме, который был проведен и показал 97% желающих присоединиться к России.

Стоит подчеркнуть – сами представители Приднестровья категорически отрицают планы объявить о воссоединении с Россией. Так, бывший депутат Верховного совета ПМР Анатолий Дирун отметил, что сам съезд депутатов всех уровней Приднестровья – безусловно чрезвычайное событие во внутриполитической жизни региона, но предстоящий съезд будет сводиться к сугубо экономическим вопросам. А нагнетание атмосферы тревоги вокруг предполагаемой «аннексии» связано со второй годовщиной СВО, разбродом в Евросоюзе и США по поводу продолжения поддержки Украины. Новость о планах ПМР воссоединиться с Россией может выступить мобилизационным фактором и поможет принятию очередных антироссийских мер.

Вероятность такого варианта велика. Потому что первым о планах воссоединения заявил потребитель грантов «Институт изучения войны» (ISW), не приведя никаких доказательств и, главное, аргументов в пользу своей теории. Единственная ссылка была на активиста приднестровской оппозиции Геннадия Чорбу. Тем не менее, сенсацию подхватили Newsweek и многие другие СМИ, затем к ним присоединились медиа Украины и Молдавии.

Сенсация сработала. НАТО поддержит Молдавию, если Россия попытается присоединить Приднестровье, заявил заместитель генсека альянса Мирча Джоанэ в интервью румынскому телеканалу ProTV.

«Разумеется, НАТО осудит [действия России] и продолжит поддерживать Молдавию. Эта страна играет важную роль», — сказал он. Отметим, что о военной поддержке напрямую не говорилось.

Однако, новости о воссоединении Приднестровья нельзя изучать в отрыве от общей канвы молдавских событий. Например, синхронно с новостями о «планах» ПМР активизировалось молдавское минобороны, разославшее по стране предписания предприятиям — в течение 2 часов после объявления мобилизации передать военным автомобили и запчасти. Также предприятия обязали предоставить в минобороны списки средств транспорта, которыми они располагают.

В самом минобороны призвали не спекулировать и сообщили, что военно-территориальные центры ведут учет транспортных средств, находящихся в ведении экономических агентов и госучреждений. Для обновления информации у предприятий ежегодно запрашивают перечень материально-технических средств, которые могут быть реквизированы. Одним словом – просто так совпало.

Популярность тезиса о «русской угрозе» у правящих элит Молдавии растет обратно пропорционально падению рейтингов президента Майи Санду и симбиотичного её правительства. Майя Санду, в основном в западных СМИ, давно предупреждает о российском заговоре по дестабилизации, который угрожает свергнуть ее существующее прозападное правительство и повлиять на выборы. В прошлом году официальные лица США и Молдовы сообщили The Daily Beast, что проводится «очень интенсивная» операция российского влияния, направленная на подрыв правительства.

Санду, над которой висит уже близкая угроза осенних выборов президента, регулярно подчеркивает свою роль в борьбе с «планами Кремля». Что в первую очередь ориентировано на внешних наблюдателей, в Брюсселе и Вашингтоне. «Борьба с Россией» в отсутствие экономических успехов остается единственной отдушиной.

Собственные избиратели в Санду сильно разочарованы, вне зависимости от русофобии или русофилии. В конце прошлого года рейтинг одобрения Санду составлял 38,6% и падал, антирейтинг - 51,1% и увеличивался. То есть большинство жителей республики выражают недоверие главе собственного государства.

Имеющая большинство в действующем парламенте (63 депутатских мандата из 101) и формирующая правительство партия Санду «Действие и солидарность» (PAS) получила бы на гипотетических выборах всего 24,1% голосов, хотя в 2021 году ее поддержали 52,8% населения.

Важно подчеркнуть, что соцопросы в Молдавии приходят не очень часто, а те, что проходят, финансируются структурами Сороса. Поэтому приведенные цифры максимально комплиментарны по отношению к Санду.

Даже если в Приднестровье действительно заявят (снова) о желании войти в состав России, то обеспечить силовой «зонтик» этому решению будет для нас крайне затруднительно. У нас нет прямого доступа к ПМР, и в случае чего проецировать военную силу придется исключительно ракетами и авиацией. Что будет означать растягивание наших сил, причем в удобном для врага регионе, а получение внятного результата без сухопутной операции заведомо невозможно. Быстрый бросок из Херсонской области через Николаев и Одессу к границам ПМР сейчас выглядит как утопия.

Кроме того, в ПМР отлично понимают, что подобное заявление немедленно нарушит хрупкое статус-кво, и тут можно получить двойной удар: Молдавия и Румыния объявят какую-нибудь полицейскую операцию, а с востока им с радостью помогут отсиживающиеся в тылу бандеровцы. Военные потенциалы ПМР и ВСУ несопоставимы, а значит дело кончится резнёй.

Пока что вариантов благополучной реализации плана по воссоединению с Россией у ПМР не прослеживается. Во всяком случае, до тех пор, пока не будет нейтрализована угроза с территории Украины. А угроза эта, вместе с аналогичной проблемой с другой, молдавско-румынской стороны, будет актуальна ещё некоторое время.

К большому сожалению, кроме публичной дипломатии, инструментов у Тирасполя немного. Так что, с огромной вероятностью, итогом съезда будет декларация с заявлениями о давлении и угрозах со стороны Кишинёва. Более масштабные заявления будет очень трудно реализовать.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!