Найти в Дзене

Про презумпцию виновности учителей. Почему учитель всегда виноват?

Оглавление

События, развернувшиеся вокруг новосибирской учительницы и ее травлей из-за выложенных фотографий, вызвали у меня не слишком приятные воспоминания.

Год 199Х, я работаю второй или третий год учителем в сельской школе.

Село расположено в тридцати километрах от районного центра, рыночный день по неведомой причине бывает в четверг. Это значит, что в этот день срывается масса народа и уезжает в райцентр. Что-то купить, что-то продать. Дети не исключение.

Я, конечно, понимаю, что бывают случаи, когда это необходимо. Например поехать раз в полгода и купить обнову в начале сезона. Предварительно отпросившись. Но были и те, кто это делал каждый четверг.

В 9-м классе училась девочка, назовем ее Татьяна. Он уезжала каждый четверг на рынок и также практически каждую субботу не приходила в школу. Потому что просто лень, хочется поспать. Да подумаешь школа, там всего четыре урока. Естественно, что все это делалось с ведома и одобрения (или халатности) родителей.

Наступает весна, скоро экзамены. Тут Татьяна внезапно выбирает в качестве выпускного экзамена химию. Честно говоря я был удивлен и заранее предупредил, что вероятность положительной сдачи околонулевая. Как можно поставить хорошую оценку человеку, который постоянно пропускает занятия химией? Весть журнал в "энках". Но она мои слова пропустила мимо ушей.

В четверг очередной пропуск, в пятницу она подходит ко мне и спрашивает, а не мог бы я помочь ей с прошлой темой, она ее не поняла. Я отвечаю: "Нет. Ты просто пропустила занятия, могу с тобой позаниматься, но за деньги. Потому что это мое личное внеурочное время". Она посмотрела на меня с недоумением и обидой. Я пожал плечами и закончил бессмысленный диалог.

На следующей неделе проходит родительское собрание. На нем присутствовали все учителя, которые в этом классе преподают. Тут поднимается тучная гром-баба, мать Татьяны и говорит: "А нельзя ли организовать дополнительные занятия по химии к экзамену?"

История повторяется, я говорю, что не собираюсь заниматься бесплатно во внеурочное время с детьми, которые регулярно пропускают занятия. Журнал при мне, там свыше половины уроков у Татьяны пропуски. Она даже не болела, а просто пропускала уроки, ей надо то на рынок, то поспать.

И тут ее мать начинает орать. Ей Богу, благим матом. Суть одна - мол такие-растакие учителя стали, не хотят помочь детям, только о деньгах думают, никакого призвания, вообще обнаглели. Буду жаловаться в РОО. Я отвечаю: "Да не вопрос, пишите на меня жалобу. Но бесплатно заниматься не буду, это не входит в мои обязанности и никакое РОО меня не заставит".

Я думал, что ее хватит удар. Как и завуча, которая там присутствовала. Завуч вмешалась в нашу милую беседу и сказала, что поговорит со мной, мы решим эту проблему. После собрания мы пошли в ее кабинет и она начала говорить, что надо бы позаниматься, чтобы не было проблем. Я в третий раз сказал, что не буду заниматься и никаких проблем не вижу. Всего-лишь заплатите за занятия, ну или расплатитесь другим способом. В селе это легко можно сделать мясом, сливками, маслом, которые они продают на рынке по четвергам. Тогда она пообещала: "Ничего, приедут с РОО и заставят. найдут способ".

Жалобу на меня все же накатали.

Приехали с РОО специалисты и вызвали меня на задушевные разговоры. Вызывали и Татьяну, и ее мать. Уж не знаю, о чем они говорили, это происходило без меня. Я все аргументированно им изложил, показал журнал и объяснительные, которые заставлял ее писать. Специалисты похмыкали и потом вынесли решение, что никакой вины в моих действиях нет и наказывать меня не надо. Но перед отъездом настоятельно рекомендовали все же позаниматься с ребенком, а то как бы что не вышло. Ведь есть и Министерство Образования области.

И после этого меня записали в "неудобные" учителя.

Нет, никаких козней мне не строили и палки в колеса не вставляли. Просто меня особое не напрягали и не привлекали к ненужным общественным мероприятиям. Карами, конечно, грозили, и не раз, но после этого Бог меня миловал и не заставляли меня делать то, что явно не входило в мои обязанности как учителя. Если были какие-то спорные ситуации, то я говорил сразу: "Пишите приказ, что я обязан это делать/присутствовать во внеурочное время". И от меня отставали. Даже в училище, в которое я перешел после школы меня особо не напрягали. Видимо слава человека впереди него бежит.

Что я могу вообще сказать по поводу отношения к учителям, врачам и еще некоторым категориям людей?

К сожалению, в нашем обществе, где по закону все равны, появились целые касты людей, которые должны всем. Учителя - потому что у них некое призвание, врачи - потому что они дали клятву врача, работники правоохранительных органов - потому что они дали присягу и так далее.

Особенно сильно это проявляется в сельской местности. Где все прекрасно знают, кем работает тот или иной человек. У меня знакомая работала одно время в ФАП и ушла, потому что ее достали. Куча всяких страждущих ломились к ней день и ночь и до, и после работы, потому что она ОБЯЗАНА помогать, клятва Гиппократа и все такое. И ладно бы критичные случаи, когда от медицинской помощи зависит жизнь человека. Ничего подобного. То укольчик сделать, тяжело что ли? То бабушке давление измерить. Или таблетку дать. Ребеночка посмотреть, ведь он невкусно пукнул. Ушла, и уже три года никто туда не идет. Потому что многие люди не понимают, что у врача есть своя жизнь и она никому не обязана помогать из-за ерунды. И попробуй не помоги - заклюют. Ведь у нее ДОЛГ. Хотя сами эти люди не понимают, что такое чувство долга и вообще плевать им на врача, они уважают только себя. Но другие им просто обязаны.

Положение учителя даже в этом ряду каст особое - наверно он должен больше всех.

Ведь у него призвание. Которые некоторые понимают так - у учителя не должно быть свободного времени и личной жизни. Он должен, нет, обязан только и делать, что гореть на работе. В школе учить, после школы заниматься всо всякими оболтусами бесплатно, развлекать детей во внеурочное время, а потом отвечать на идиотские вопросы родителей.

Многие могут сказать, что такое потребительское отношение началось недавно. Что раньше было не так, что учителей уважали, считая его элитой. Да полноте, господа. Учителям всегда платили плохо и уважали тогда, когда не было всеобуча и наиболее заинтересованные родители делали все, чтобы их дети получили образование. Такое отношение к учителям встречалась в сороковых-пятидесятых, тогда полуграмотные родители инстинктивно понимали, что будущее их детей зависит от образования. А после введения всеобуча уважение к учительскому труду стабильно падало, а чисто потребительское росло.

Уже в позднем СССР никто не заглядывал учителю в рот, не считал его элитой. А требовали, чтобы он учил всех, учил хорошо, и это делал и после школы. Впрочем это характерно не только для нашей страны, это общемировое явление. Детей рожают мало, зато балуют сильнее и требуют, чтобы с их чадами носились всегда и плевать они хотели на личность учителя. Он знал, куда идет, он обязан - и точка.

Попав в такую среду не все могут проявить стержень и крепость характера. Большинство идет на поводу и сажает себе на шею и родителей, и детей.

Это усугубляется позицией руководства. Как правило, оно избегает всяческих конфликтов. Директор понимает, что неправы родители и ученики. Но когда к нему приносят очередную жалобу на учителя, то он боится заступиться за него. Потому что эти люди могут пойти и выше. И идут. Поэтому он зажимает своих подчиненных. Так проще, так легче, чем отбиваться от всевозможных проверяющих и нервотрепки.

Особенно тяжело работать, когда директором или в департаменте сидит пронафталиненная старая закостеневшая грымза, которая имеет кучу тараканов в голове. У нее выработался стойкий рефлекс как у собаки Павлова и при любом событии она говорит заученную фразу на внешний раздражитель: "Учитель неправ. Он взрослый и не смог справиться с ребенком". Потому что за эти годы выработалась уникальный юридический принцип - презумпция виновности учителя. Что бы не случилось - виноват он - и точка. Потому что взрослый, потому что учитель. Как будто он как тот джинн из сказки и может разрулить самостоятельно все конфликты, особенно при таком несправедливом отношении и давлении от администрации.

Что же делать с бесправием учителей в школе и в жизни.

Мне трудно ответить на этот вопрос. Думаю первое, с чего надо начать - самоуважения. Если человек не будет уважать себя - то никто не заставит это сделать других. Каждый должен заниматься своим делом. Учитель - учить во время учебного времени. А свое послеурочное свободное время использовать так, как считает нужным. Хоть в потолок плевать. И никто не должен его заставлять заниматься с каким-нибудь двоечником из-за того, что тот не соизволил прогулять уроки. Если учитель в этом заинтересован и делает по сути для удовлетворения собственных амбиций - дело другое, может он хочет воспитать олимпиадника - тогда это надо привествовать. То же самое касается использования учителей для затыкания дырок во время всяких общественных мероприятий - привлечения к выборам, поход на митинги, демонстрации и так далее. Платите деньги и оставьте некое дурацкое призвание и статус в покое. Их придумали, чтобы деньги не платить. Учитель должен уметь сказать нет. И родители, и дети должны понимать, где кончаются границы между просьбой и началом наглости.

Во-вторых, школьная администрация и чиновники от Минобра должны уже отказать от дурацкой, негодной и вредной парадигмы "Учитель всегда неправ". Бывают ситуации, когда неправ учитель, а бывают, когда дети и их родители. Понимаю, что им так проще и легче. Но именно эти они роняют авторитет учителя ниже плинтуса, на котором он итак находится. Должны быть созданы конфликтные комиссии, которые должны разбирать подобные случаи, а не однозначно назначать учителя козлом отпущения.

В-третьих, должна быть создана система наказания учеников и их родителей. Если будет доказано, что неправы они. Например система штрафов для родителей. Публичные извинения перед школой. Родители пусть сидят на уроках, если не могут справиться с учениками. И, уверяю вас, это только кажется, что система будет неэффективной. Но это не так. Если будут громкие случаи с хорошим освещением в информационном поле, то родители гораздо сильнее начнут контролировать своих чад и делать с них спрос. Просто сейчас они творят что хотят, потому что знают о том, что с них всегда взятки гладки. И это неправильно.

А какие у вас есть мысли по этому вопросу?

Еще по теме:

У меня же на сегодня все, если было интересно - ставьте лайк и подписывайтесь