Недавно в недрах Кольского полуострова было открыто одно из крупнейших в мире месторождений ценнейших металлов — лития, ниобия, тантала и других редкоземельных элементов. Это настоящий клад для высокотехнологичных отраслей промышленности.
Но вместо создания государственных производств правительство отдало лицензию на разработку бизнесмену Владимиру Потанину.
И не надо быть провидцем - уникальные запасы будут банально вывезены за бесценок за рубеж. Привычный для России сценарий "успешного бизнеса" с минимальными заморочками...
Мировой ажиотаж на литий
В последние годы в мире разгорелся настоящий ажиотаж на литий.
Этот металл незаменим для производства современных аккумуляторов, без которых невозможно развитие электротранспорта и накопителей энергии.
По данным Bloomberg NEF, к 2030 году годовой спрос на литий вырастет до 3 млн тонн с 0,3 млн тонн в 2021 году. Растущий дефицит металла уже привел к взлету цены - если в 2015 году тонна лития стоила $6700, то к концу 2021 года цена поднялась до $31 000.
Стремясь к технологическому суверенитету, многие страны национализируют его запасы. К примеру, в Чили, Мексике и Индонезии месторождения лития находятся под контролем государства.
Иностранный капитал допускают лишь под наблюдением и с условием глубокой переработки на месте.
Почему в России всё наоборот?
Однако в нашей стране по непонятным причинам выбран прямо противоположный подход. Лицензию на добычу отдали ООО «Полярный литий» — это совместное предприятие ГМК «Норильский никель» и «Росатома».
Замечу, что атомщики раньше никогда не занимались добычей и переработкой каких-либо полезных ископаемых, у них другие задачи.
Зато Норникель имеет богатый опыт в выгодных экспортных поставках за рубеж, в том числе в недружественные страны.
Так, в 2021 году доля экспорта российского никеля в США достигла 41% по сравнению с 23% годом ранее. При этом в производстве нержавеющей стали, для которой никель крайне необходим, нам его очень не хватает, необходимо инвестировать из госбюджета.
Получается, что наши стратегические ресурсы активно скупаются потенциальным противником, а родная промышленность находится в состоянии острого дефицита.
С литием, видимо, будет та же история. Вместо создания высокотехнологичных производств внутри страны он "утечет" по дешевке за рубеж. В основном в Китай, который уже заявил о планах занять первенство на рынке электромобилей и аккумуляторов к 2030 году.
При этом власти рапортуют о масштабных проектах по переработке лития в России с учетом потребностей электротранспорта и накопителей энергии. Но здесь все гораздо сложнее.
Давайте разберемся...
Призрачный завод в Калининграде
Осенью прошлого года в Немане началось строительство завода по производству литий-ионных аккумуляторов для нужд электротранспорта. Оператором выступает госкорпорация Росатом. Гендиректор Алексей Лихачев пафосно заявляет о "новой странице в истории электротранспорта России".
Однако есть ряд странностей.
Во-первых, выбор Калининградской области в качестве площадки – весьма спорное решение. При транспортной блокаде со стороны Литвы доставка необходимых материалов и комплектующих будет затруднена.
Учтём и уровень досягаемости для военной техники НАТО.
Так, летом прошлого года дроны Альянса с завидным постоянством нарушали воздушное пространство региона. База ВМФ в Балтии подверглась глушению GPS-сигнала.
Во-вторых, непонятно, какие именно литий-ионные аккумуляторы там производятся. Для электрокаров? Но ведь в России фактически отсутствуют отрасли по производству автокомпонентов, а не электродвигателей. Проще говоря, сбор полноценного электромобиля отечественного производства на данный момент невозможен в принципе.
Да и с учетом нашего сурового климата машины такие - скорее экзотика, чем реальная альтернатива бензиновому транспорту. Либо мерзнуть без печки, либо ползти на подогреве и ускорить расход телеги по заряду.
В общем, говорить о «новой странице в истории электротранспорта» явно раньше времени.
Ещё один вариант - производство накопителей энергии для альтернативной генерации. Опять же странно. Ведь даже небольшие солнечные электростанции у населения фактически находятся под запретом на основании законодательных ограничений на подключение к сетям.
И большинство тех, которые могли бы обеспечить спрос на продукцию этого завода, изначально выключены из игр. Замкнутый круг!
В итоге складывается впечатление, что проект в Немане - это скорее дань традиции осваивать бюджетные миллиарды под благовидным предлогом. Как уже не раз бывало в нашей истории. А там будь что будет - западные партнеры не обеспечивают комплектующих из-за санкций или на мировом рынке произойдет переизбыток лития.
Заключение
Итак, что мы имеем в итоге с гарантированным выгодным размещением ценнейших металлов в Мурманской области? Вместо создания собственной мощной отрасли по их переработке и производству высокотехнологичной продукции все права на развитие отданы олигарху Потанину, умельцу продавать сырье за рубеж.
Громкие доклады чиновников о намеченных грандиозных планах в сфере электротранспорта выглядят малоубедительно на фоне разрушенной промышленности. Да и сами литий-ионные аккумуляторы в условиях России - технология весьма спорная по соотношению стоимости и качества.
Короче говоря, привычная для нашей страны схема повторяется - ценнейший природный ресурс будет банально распродан по дешёвке за рубеж. А там пусть хоть трава не расти. Главное - сиюминутная выгода для избранных деятелей и компаний. Увы, но факт...
А как вы считаете, уважаемые читатели?
==========
А сейчас самое время отблагодарить Автора лайком и комментарием!
Вам ведь не трудно, а нам это очень важно для продвижения!
Всего вам самого наилучшего! До новых встреч!