Найти в Дзене
Ай да новости-24

В чьих руках наш литий и почему он может "свалить" из России.

Недавно в недрах Кольского полуострова было открыто одно из крупнейших в мире месторождений ценнейших металлов — лития, ниобия, тантала и других редкоземельных элементов. Это настоящий клад для высокотехнологичных отраслей промышленности. Но вместо создания государственных производств правительство отдало лицензию на разработку бизнесмену Владимиру Потанину.
И не надо быть провидцем - уникальные запасы будут банально вывезены за бесценок за рубеж. Привычный для России сценарий "успешного бизнеса" с минимальными заморочками...
Мировой ажиотаж на литий В последние годы в мире разгорелся настоящий ажиотаж на литий.
Этот металл незаменим для производства современных аккумуляторов, без которых невозможно развитие электротранспорта и накопителей энергии. По данным Bloomberg NEF, к 2030 году годовой спрос на литий вырастет до 3 млн тонн с 0,3 млн тонн в 2021 году. Растущий дефицит металла уже привел к взлету цены - если в 2015 году тонна лития стоила $6700, то к концу 2021 года цена подня
Оглавление

Недавно в недрах Кольского полуострова было открыто одно из крупнейших в мире месторождений ценнейших металлов — лития, ниобия, тантала и других редкоземельных элементов. Это настоящий клад для высокотехнологичных отраслей промышленности.

Но вместо создания государственных производств правительство отдало лицензию на разработку бизнесмену Владимиру Потанину.

И не надо быть провидцем - уникальные запасы будут банально вывезены за бесценок за рубеж. Привычный для России сценарий "успешного бизнеса" с минимальными заморочками...

Привычный для России сценарий "успешного бизнеса" с минимальными заморочками...
Привычный для России сценарий "успешного бизнеса" с минимальными заморочками...

Мировой ажиотаж на литий

В последние годы в мире разгорелся настоящий ажиотаж на литий.
Этот металл незаменим для производства современных аккумуляторов, без которых невозможно развитие электротранспорта и накопителей энергии.

По данным Bloomberg NEF, к 2030 году годовой спрос на литий вырастет до 3 млн тонн с 0,3 млн тонн в 2021 году. Растущий дефицит металла уже привел к взлету цены - если в 2015 году тонна лития стоила $6700, то к концу 2021 года цена поднялась до $31 000.


Стремясь к технологическому суверенитету, многие страны национализируют его запасы. К примеру, в Чили, Мексике и Индонезии месторождения лития находятся под контролем государства.

Иностранный капитал допускают лишь под наблюдением и с условием глубокой переработки на месте.

Лицензию на добычу отдали ООО «Полярный литий»
Лицензию на добычу отдали ООО «Полярный литий»

Почему в России всё наоборот?

Однако в нашей стране по непонятным причинам выбран прямо противоположный подход. Лицензию на добычу отдали ООО «Полярный литий» — это совместное предприятие ГМК «Норильский никель» и «Росатома».

Замечу, что атомщики раньше никогда не занимались добычей и переработкой каких-либо полезных ископаемых, у них другие задачи.

Зато Норникель имеет богатый опыт в выгодных экспортных поставках за рубеж, в том числе в недружественные страны.


Так, в 2021 году доля экспорта российского никеля в США достигла 41% по сравнению с 23% годом ранее. При этом в производстве нержавеющей стали, для которой никель крайне необходим, нам его очень не хватает, необходимо инвестировать из госбюджета.

Получается, что наши стратегические ресурсы активно скупаются потенциальным противником, а родная промышленность находится в состоянии острого дефицита.

С литием, видимо, будет та же история. Вместо создания высокотехнологичных производств внутри страны он "утечет" по дешевке за рубеж. В основном в Китай, который уже заявил о планах занять первенство на рынке электромобилей и аккумуляторов к 2030 году.

При этом власти рапортуют о масштабных проектах по переработке лития в России с учетом потребностей электротранспорта и накопителей энергии. Но здесь все гораздо сложнее.
Давайте разберемся...

Вместо создания высокотехнологичных производств внутри страны он "утечет" по дешевке за рубеж.
Вместо создания высокотехнологичных производств внутри страны он "утечет" по дешевке за рубеж.

Призрачный завод в Калининграде

Осенью прошлого года в Немане началось строительство завода по производству литий-ионных аккумуляторов для нужд электротранспорта. Оператором выступает госкорпорация Росатом. Гендиректор Алексей Лихачев пафосно заявляет о "новой странице в истории электротранспорта России".

Однако есть ряд странностей.
Во-первых, выбор Калининградской области в качестве площадки – весьма спорное решение. При транспортной блокаде со стороны Литвы доставка необходимых материалов и комплектующих будет затруднена.

Учтём и уровень досягаемости для военной техники НАТО.
Так, летом прошлого года дроны Альянса с завидным постоянством нарушали воздушное пространство региона. База ВМФ в Балтии подверглась глушению GPS-сигнала.

Во-вторых, непонятно, какие именно литий-ионные аккумуляторы там производятся. Для электрокаров? Но ведь в России фактически отсутствуют отрасли по производству автокомпонентов, а не электродвигателей. Проще говоря, сбор полноценного электромобиля отечественного производства на данный момент невозможен в принципе.

Да и с учетом нашего сурового климата машины такие - скорее экзотика, чем реальная альтернатива бензиновому транспорту. Либо мерзнуть без печки, либо ползти на подогреве и ускорить расход телеги по заряду.

В общем, говорить о «новой странице в истории электротранспорта» явно раньше времени.

Ещё один вариант - производство накопителей энергии для альтернативной генерации. Опять же странно. Ведь даже небольшие солнечные электростанции у населения фактически находятся под запретом на основании законодательных ограничений на подключение к сетям.

И большинство тех, которые могли бы обеспечить спрос на продукцию этого завода, изначально выключены из игр. Замкнутый круг!

В итоге складывается впечатление, что проект в Немане - это скорее дань традиции осваивать бюджетные миллиарды под благовидным предлогом. Как уже не раз бывало в нашей истории. А там будь что будет - западные партнеры не обеспечивают комплектующих из-за санкций или на мировом рынке произойдет переизбыток лития.

Заключение

Итак, что мы имеем в итоге с гарантированным выгодным размещением ценнейших металлов в Мурманской области? Вместо создания собственной мощной отрасли по их переработке и производству высокотехнологичной продукции все права на развитие отданы олигарху Потанину, умельцу продавать сырье за ​​рубеж.

Громкие доклады чиновников о намеченных грандиозных планах в сфере электротранспорта выглядят малоубедительно на фоне разрушенной промышленности. Да и сами литий-ионные аккумуляторы в условиях России - технология весьма спорная по соотношению стоимости и качества.

Короче говоря, привычная для нашей страны схема повторяется - ценнейший природный ресурс будет банально распродан по дешёвке за рубеж. А там пусть хоть трава не расти. Главное - сиюминутная выгода для избранных деятелей и компаний. Увы, но факт...
А как вы считаете, уважаемые читатели?

==========

А сейчас самое время отблагодарить Автора лайком и комментарием!

Вам ведь не трудно, а нам это очень важно для продвижения!

Всего вам самого наилучшего! До новых встреч!