Взаимодействуя со своими детьми, родители сталкиваются с рядом трудностей. Часть из них решается сразу и интуитивно. Другую часть приходится преодолевать, прикладывая некие усилия.
На недавней открытой лекции для родителей спросила присутствующих:
- Когда вы не знаете, что ответить ребенку, как поступить, когда он регулярно не слушается или грубит, когда вы чувствуете, что ситуация выходит из-под вашего контроля, к кому вы обращаетесь за помощью? Каким образом ищете выход из трудных ситуаций?
Мамы отметили, что рекомендации о воспитании детей высказывают многие: коллеги по работе, подруги, родственники, соседи по лестничной площадке, даже прохожие могут влезть в диалог с ребенком.
Часть родителей обсуждают насущные проблемы с другими мамами, гуляя на детской площадке. Кто-то просматривает родительские форумы или странички в социальных сетях, в поисках похожих ситуаций и ответа на свой вопрос.
При этом прислушиваются и перенимают они только тот опыт, который не противоречит их убеждениям.
Например, если мама против любого физического наказания, она никогда не укусит в ответ своего кусающегося малыша.
Она попытается найти иные способы решения возникшей трудности. Например, понять причину подобного поведения.
Это возможно, читая книги или слушая интервью с экспертами в области психологии, логопедии или педиатрии.
Если этих мер недостаточно, принимается решение об очной консультации у специалиста.
Опираясь на свой опыт, скажу, что бывает достаточно несколько индивидуальных консультаций, чтобы мама увидела ситуацию со стороны и убедилась в том, что она движется в нужном направлении.
К сожалению, на родителей столько сваливается информации, где «надо и должны», что наступает эмоциональное выгорание, истощаются собственные ресурсы, появляется тревожность (как бы что не упустить, а не навредить ли это малышу) и как следствие - неадекватная реакция на слова и поступки ребенка.
Чаще приходят на консультацию с просьбой «починить» ребенка.
«Два месяца назад всё было прекрасно: он убирал игрушки, спал в своей кровати, чистил зубы, а теперь его словно подменили».
Отматываем вместе с мамой клубок назад, и выясняем, что именно в этот период малыш начал ходить в детский сад или папа уехал в длительную командировку, родился младший ребенок в семье.
В таких ситуациях психологическое сопровождение необходимо в первую очередь маме, чтобы она выстроила новые отношения с ребенком, помогла малышу справиться с напряжением в период адаптации или тоской по папе, чувством ревности к новому члену семьи.
Изучение чужого опыта в похожих ситуациях имеет свои очевидные плюсы.
Во-первых, взрослый приходит к мысли, что я не такой уж и «плохой» родитель, с этим сталкиваются и другие. Возникает чувство общности и поддержки со стороны окружающих.
Во-вторых, пополняется копилка собственных способов реагирования при взаимодействии с ребенком.
Почему же опыт других родителей не работает у вас?
Дети разные, они разные даже в том случае, когда родились от одних и тех же мамы и папы.
А в чем их разность?
Возраст. Если начать приучение к горшку в возрасте 14-16 месяцев, то процесс затянется на несколько месяцев. А если начать в 2 года, то можно справиться за неделю. Все дело в том, что за процесс мочеиспускания и дефекации отвечает сигнальная система и, пока она не созреет, можно пытаться сколь угодно долго, но мгновенного результата не будет.
Половые отличия. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, а к периоду половой зрелости биологический возраст девочек может опережать показатель юношей на 2 года.
Темперамент. Сангвиники легко приспосабливаются к новым местам и обстановкам в отличие от меланхолика. Поэтому сроки адаптации к детскому саду или школе у них будут отличаться.
Холерики чрезмерно эмоциональны, они подвержены частой смене настроения, а флегматики обладают слабо выраженными эмоциями.
Одному ребенку надо решить 5 задач на движение, чтобы сформировался навык, а другому потребуется рассмотреть 25 подобных задач, чтобы овладеть этим типом задач.
Разные не только дети, но и родители.
Авторитарные взрослые жестко контролируют действия ребенка и пытаются силой добиться от него самостоятельных действий.
«Я не знаю, как ты будешь это делать, но через 15 минут упражнение должно быть написано».
А при гиперопеке излишняя забота делает ребенка «беззубым». Вырастая, они даже не могут включить стиральную машину, потому что мама все проблемы решала за него.
И в том и другом случае в подростковом возрасте активные (сильные) дети будут непослушными и своевольными, сбегать из дома, красить волосы во всевозможные цвета, бить татуировки и прятать их под одеждой.
В психологии нет термина «правильный выбор» или «правильное решение». В каждой конкретной семье будет свое адекватное решение.
Часто слышу от родителей фразу: «Не люблю я играть с ребенком в машинки. Возить их туда-сюда, сталкивать…вжих-вжих»
Не играйте в машинки.
Если любите играть бумагой и водой, наберите в таз воду, запустите туда кораблики, насыпьте мыльных лепестков, зажгите свечи, принесите с улицы снежные глыбы, возьмите палочки или трубочки и устройте веселые баталии в ванной.
А в машинки будет играть папа или дедушка с бабушкой.
Не важно, во что вы играете с ребенком, важно, что вы играете.
Работающие мамы сокрушаются, что у них после работы нет времени и сил на игру.
Совсем не важно, сколько времени вы можете уделить ребенку. Важно, чем вы наполните общение.
Хотите отдохнуть, лягте на диван, а малыш будет искать медвежонка, которого вы заботливо от него спрячете в комнате. Вам нужно будет только подсказывать «горячо или холодно». А, может быть, он справится и без ваших подсказок.
Надо приготовить ужин, позовите его на кухню, попросите помочь: расставить тарелки, разложить приборы, нарезать хлеб или салат. Дети с удовольствием откликнуться на вашу просьбу.
Если нет сил читать книгу, послушайте вместе аудиосказку. Таким образом, вы позаботитесь о себе и уделите внимание своему ребенку.
Каждая семья уникальна, в ней свои правила жизнедеятельности, свои убеждения и свой опыт. В каждой конкретной ситуации вы можете выстроить с ребенком эффективные детско-родительские отношения .
Воспитание ребенка начинается с воспитания самого себя, саморазвития и понимания простых закономерностей детской психики.
С вами была педагог-психолог Резепина Елена. До скорой встречи!