Как правило, в процессе обучения преподаватель вкладывает в своих учеников «частичку себя». Поэтому чем выше личность преподавателя, тем он больше способен повлиять на своего ученика. Масштаб личности определяется во многом такими качествами, как включенность в общую культуру, профессиональными навыками и знаниями, воспитанностью в своём поведении. Зачастую заинтересованность и стремление познать предмет передаётся напрямую от учителя к ученику.
Выдающийся учитель передаёт своим ученикам пример своего отношения и к самому себе, и к окружающим его людям, и в целом к окружающему миру. При любой специфике учебного предмета хорошие учителя выделяются качествами, которые помогают им успешно передавать свои знания ученикам.
В системе «Ученик — Учитель — Предмет» преподаватель оказывается одинаково обращённым как к своему ученику, так и к предмету, который преподаёт. Это и обуславливает совокупность личностных качеств и профессиональных, предъявляемых к его деятельности.
Замечательно, если преподаватель имеет множество заслуг и достижений, например диплом, свидетельствующий о высшем образовании, призовые места на конкурсах, олимпиадах, методические работы, статьи в журнале, учёное звание — всё вышеперечисленное может быть свидетельством достижения учителем уровня мастерства во владении своим предметом, которые доказывают право быть учителем. Но все эти глубинные знания вовсе не делают из человека хорошего преподавателя. В мире есть много музыкантов, которые при скромном количестве достижений смогли обеспечить своим учащимся невиданный профессиональный и личностный рост. Это связано с совокупностью личностных качеств учителя и профессиональных знаний.
Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.
В системе «Учитель — ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшим оказываются коммуникативные и организаторские способности.
Коммуникативные способности, умение общаться со своими учениками, включают в себя способность к апатии, сопереживанию духовного мира ученика, умение тонко чувствовать его настроение в данный момент, умение ясно и чётко выражать как содержание преподаваемого им предмета, так и свои собственные чувства и настроения. Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика — всё это составляет основу для проявления данной способности.
Личность учителя играет очень важную роль в умении налаживать хорошие отношения с учащимися. Совместное переживание музыки — наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика и в младшем, и в более старшем возрасте. Педагог тем самым стимулирует инициативу ученика, создавая условия для работы над художественным замыслом. Говоря о подходе к ученику на начальном этапе обучения, нужно отметить, что преподаватель должен общаться с учащимися на равных, рассуждая самому и выслушивая рассуждения ученика, как бы заново открывая всё, чему он хочет научиться. Преподаватель должен уметь находить в ученике положительные качества и пользоваться этими качествами, применяя их в процессе обучения, а не подчёркивать лишь одни недостатки. Сказанное педагогом должно быть ясным, конкретным и чётким. С доверия ученика к учителю, с появлением у него чувства ответственности начинается авторитет педагога и создаются необходимые условия для того, чтобы пробудить в учащемся активное стремление к действию.
Нередко в промежутке времени, заполненном рутинным разучиванием произведения, интерес к пьесе и даже к музыкальным занятиям становится слабее, потому что ученик хочет получать от музыки удовольствие и радость, он не станет достигать далёких целей ценой длительной, скучной, однообразной работы. Для этого педагог должен научить работать за инструментом, то есть давать осмысленные, интересные, доступные по уровню задания. В первую очередь необходимо научить ребёнка анализировать музыку. Первостепенная цель начального этапа при анализе произведения — как можно скорее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения (хотя бы на одну фразу). Нужно с первых уроков добиваться восприятия нотного текста группами (фразами), в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты или фразы. Слитность исполнения определяет плавный и связный процесс движений пальцев обеих рук. Помогая учащемуся освоить пьесу, преподаватель сокращает время на разучивание нотного текста и получает возможность проводить работу над художественно-музыкальными образами. У учащегося растёт интерес непосредственно к самому процессу выучивания. Наравне с этим следует совершенствовать способность чтения с листа. При этом нужно добиваться продолжительной сосредоточенности внимания и плавной непрерывности мышления, идущего вперёд движений пальцев, тем самым обеспечивая целостность игрового процесса. Для такой задачи нужно на первоначальном этапе играть очень простые и лёгкие пьесы в ансамбле с преподавателем. Переходить к более сложным и трудным задачам следует поэтапно. Сначала внимание ученика рассеяно по причине перегрузки, а слух пассивен (слышит звук только после извлечения). В дальнейшем зрительное восприятие ассоциируется с звуковысотным, а нотный знак ассоциируется с конкретным ладом на грифе гитары. В результате весь процесс укладывается в одно действие. Приобретение навыков комплексного восприятия текста и тренировка в непрерывной читке должны проходить параллельно и систематически, начиная с первых шагов обучения. В этом процессе происходит осмысление нотного текста в соответствии с мелодической и гармонической структурой музыки, а значит, ученик развивается и музыкально. Это выражается в растущей способности слушать своё исполнение как бы со стороны во всем её многообразии, координировать сочетание всех составляющих её элементов, открывая путь к музыкальной выразительности. Таким образом, учитель задаёт направление к развитию техники, целиком подчинённой выполнению художественно-музыкальных задач. Развитие в указанных направлениях повышает интерес ученика непосредственно к самому процессу работы за инструментом, наполняя его смыслом и содержанием. На начальных этапах обучения музыке музыкальное образование должно базироваться на интенсивном, профессионально осознанном педагогом музыкально-эстетическом воспитании. К музыкальному воспитанию относится всё то, что составляет реакцию на музыкальную культуру времени, всё, что воспринимает человек из окружающей среды. А с точки зрения учителя музыки, музыкальное воспитание — это подготовка природных данных ученика к восприятию музыкального образования.
Профессиональное образование несёт в себе изучение устоявшихся музыкальных наук, правил, освоение и анализ существующей музыкальной традиции, музыкальной «литературы», то есть того, что записано музыкальными «литерами» — нотами. Это изучение истории развития музыки, изучение и освоение особенностей и практики игры на музыкальных инструментах и искусства пения, умения совместного музицирования, постижения сценических жанров музыки и так далее.
Когда в первоначальном периоде музыкальное образование преобладает над музыкальным воспитанием, ученику многое становится трудным и непонятным, пропадает стремление к изучению музыки. Ребёнок ходит в музыкальную без всякого желания или бросает школу. Чтобы ребёнок мог осознать основы музыкальной грамоты, необходимо подготовить его слух, мышление, чувство метра, движения, внимание, память, эмоциональное восприятие. Это важная вступительная стадия работы на начальном этапе обучения. В педагогической практике перечисленные отделы детского музыкального воспитания являются как в комплексе (в течение урока), так и разъединёнными, в зависимости от специфики работы. С чего нужно начать музыкальное воспитание в первую очередь? Сначала нужно дать понять ученику, что обучение на классической гитаре — это главный смысл его жизни, и необходимо сразу поставить задачу подтянуть эмоциональный мир ребёнка к миру, который несёт в себе музыка. Музыкальное воспитание начинается с совокупности целей и задач слуховых, эмоциональных и двигательных, задач подготовки того особого слухового внимания, которое требует музыкальное образование.
Работа преподавателя несёт в себе стремление воспитать в ребёнке такие качества, как активность самостоятельного познавания музыки, творчески-познавательного отношения к музыке вообще и к своей учёбе в частности. Нередко ребёнок в домашних условиях занимается недостаточно хорошо — ленится или, чаще всего, не умеет самостоятельно и полноценно работать над текстом. На уроке необходимо научить ученика этим навыкам, показывать приёмы разучивания музыкального текста, исходя из особенностей характера ребёнка и степени готовности его к самостоятельной работе. Также необходимо даже момент порицания облечь в эмоционально-позитивную форму, заодно используя и собственно музыкальные способы воздействия на ребёнка, не только через показ исполнения произведения частями или целиком, но и включая моменты импровизации. Важно, чтобы ученик почувствовал и осознал, что обучение в музыкальной школе помогает ему в повседневной жизни, а не отнимает время и силы. Оно, конечно, воспитывает в нем трудолюбие, усидчивость, внимание и волю, но, прежде всего, уважение к себе, своему труду. Часто дети, приходя на урок, рассказывают, что в общеобразовательной школе сверстники просят их исполнить что-нибудь на гитаре. Так дети понимают, что музыка даёт им возможность в чём-то отличиться от других, и постепенно всё — их характер, мировоззрение, способ контакта с людьми — приходит в гармоническое соответствие. А педагог исполняет свою главную задачу — приобщение ребёнка к большой традиционной культуре, культуре вечной и прекрасной. Обучение игре на инструменте доступно всем детям, независимо от способностей, и задача учителя — уделять особое внимание их музыкальному творческому развитию, которое может успешно осуществляться благодаря умелому использованию различных видов работы: чтению с листа, импровизации, подбору по слуху. Например, у начинающих учеников часто проявляется стремление играть по слуху понравившиеся мелодии. Как правило, это мелодии популярных песен, которые довольно далеки от лучших образцов лёгкой музыки. Осознавая отрицательное влияние многих модных новинок на формирование вкуса, учитель должен не навязывать своё мнение, а, используя весь арсенал средств, подвести ученика к пониманию, что понравившаяся мелодия шаблонна и не представляет интереса. С накоплением опыта внимание учащихся привлекается к поиску лучшего варианта гармонизации мелодии с использованием различных видов фактуры. Развитие творческих способностей с самого начала следует вести по пути формирования самостоятельности в интерпретации произведений, выполнения творческих заданий. Например, ученику предлагается заполнить пропущенные такты мелодии, досочинить окончание несложной пьесы, сыграть заданный мотив в зависимости от замысла с различными изменениями, сочинить вариации на ту или иную тему. Безусловно, на первых порах учащиеся бывают скованными и стремятся во многом подражать известным образцам, однако важно, что у них формируются интерес и сама потребность в творчестве, которое всегда можно совершенствовать.
При обучении игре на гитаре учащихся многие преподаватели сталкиваются с проблемой подбора музыкального репертуара на начальном этапе ознакомления с инструментом. Трудность подбора репертуара состоит в том, чтобы произведение удачно сочетало в себе развитие технических способностей и получение положительных эмоций от музыкальных образов. Поэтому лучше на начальном этапе обучения игре на гитаре пользоваться сочинениями с яркой образной сферой современных композиторов-гитаристов:
• Людмила Иванова (композитор и педагог из Санкт-Петербурга). Пьесы: «Дремучий лес», «Дождик», «Юла».
• Виктор Козлов, сборник произведений для детей.
• Виктор Ерзунов, «Альбом гитариста» (5 выпусков).
• Олег Киселев, сборник пьес для гитары «Облака».
• Александр Винницкий, «Детский джазовый альбом», шесть дуэтов для гитары.
Эти произведения содержат в себе яркие и понятные для детей образы, которые интересно исполнять. Наравне с этим произведения содержат различные приёмы и способы игры, музыкальные украшения и другие технические трудности, преодоление которых способствует улучшению и расширению технических возможностей ученика.