Мы уже привыкли к тому, что минздрав Кузбасса и глава ведомства Дмитрий Беглов довольно часто делают оптимистические публичные заявления, касающиеся состояния и развития региональной медицины. При том, что поток жалоб с мест не уменьшается, а в публикуемых периодически обращениях людей, столкнувшихся с системой здравоохранения, говорится совсем об обратном – о том, что реальность не имеет ничего общего с той картиной на местах, которую рисуют чиновники от медицины.
Вот и «Волость» нередко вынуждена обращаться к теме медицинского обслуживания, откликаясь на тревожные сигналы своих читателей. Не будем акцентировать внимание на избитой истине, которая утверждает, что клиент или пациент всегда прав – люди могут и ошибаться. Но журналисты и сами нет-нет, да обращаются к докторам, посещают поликлиники, а значит, вполне представляют себе истинное положение на местах. И потому мы вправе утверждать: большинство жалоб обоснованы, никаких кардинальных изменений в государственной системе здравоохранения Кузбасса не наблюдается. Хотя у министра Беглова на этот счет совсем иное мнение.
По мнению руководителя ведомства, кузбасская медицина настолько стала продвинутой, что дальше, если ему поверить на слово, уже и стремиться не к чему. Чего стоит только один из последних постов, распространенный им в соцсетях на своих официальных страницах, в котором говорится об успехах в деле организации лечебного дела в различных муниципалитетах. Даже интересно стало, есть ли среди посетителей больниц и поликлиник люди, которые на себе почувствовали те положительные новшества, которые внедрены благодаря министерству. Откликнитесь, счастливчики! Вот фрагмент из министерского сообщения:
«Распределение потоков пациентов благодаря внедрению бережливых технологий, яркая понятная навигация, мобильность и портативность медицинских устройств, развитие телемедицины, возможность дистанционной записи к врачу, оперативность исследований и скорость получения результатов обследований – это тренды современной медицины, которые мы вместе с коллегами пытаемся внедрить, чтобы сделать медицинскую помощь более качественной. Если говорить о диагностике и лечении в поликлиниках, фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях, то многих показателей нам удалось достичь благодаря программе модернизации первичного звена здравоохранения».
Так все-таки — «пытаемся» или «удалось достичь»? Разве может оставить равнодушным обыкновенных больных (то есть, не из числа вип-персон) перечисление всех этих «телемедицин» наряду с «оперативностью исследований» и «возможностью дистанционной записи»? Тех больных из городов, поселков и сел Кузбасса, которые месяцами не имеют возможности попасть даже на первичный прием к нужному врачу-специалисту (не говоря уже о качественном и, порой, экстренном лечении)?
К примеру, жительница областного центра Наталья Орлова, прочитав оптимистичное заявление министра про маршрутизацию, навигацию и другие неведомые пока народу «успехи», тут же рассказала ему в комментарии о том, что не может попасть на прием к ортопеду с декабря прошлого года. Причина обычная: в поликлинике к доктору с такой «ориентацией» нет записи. В регистратуре никакие маршрутизации и навигации ей не предложили. Значит, выход один – обращаться в платную клинику? Там этих «узких специалистов» — хоть на гарнир, хоть на десерт. О какой доступной медицине можно говорить в провинциальных территориях, если даже жители областного центра не имеют возможности попасть на прием? Вопрос оппонента остался без ответа.
Кое-где речь уже идет не о новых организационных формах работы с больными, а о затухающих очагах здравоохранения. Ознакомившись с итогами недавнего визита в Яю губернатора Сергея Цивилева, который «порадовал» местное население сообщением о грядущем капитальном ремонте здания ныне существующего лечебного учреждения, медик Альфия Ульрих была немногословной: «Где это у нас больница?.. У нас всё давно уже закрыли: нас сократили, закрыли последние хирургию и реанимацию». И добавила, что от грядущих перемен не ждет ничего хорошего. Впрочем, как и многие ее земляки.
Беда (беда ли?) Беглова, на наш взгляд, в том, что пишет он эти посты в социальных сетях не для широких масс из числа больных или потенциальных пациентов. И не для коллег-медиков, которые должны бы стремиться реализовать министерские задумки и задачи на местах. И даже не для губернатора, который, конечно же, не лишен зрения и слуха, чтобы не видеть и не слышать, что происходит вокруг. Все эти опусы преследуют лишь идеологическую цель – внушить стороннему читателю, который пока не столкнулся с реальностью, насколько все хорошо. Такие уж нынче времена.
Сергей Маринин