1,2K подписчиков

6364. ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ...

1. Текст 1.

О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведёт в восторг и в умиленье!

А. С. Пушкин. Полководец (1834).

2. Поэта, может, и приведёт, а вот людей — нет, нет и нет!.. Вот как сильно и стойко предубеждение простого народа супротив сложных иностранных фамилий. Михаил Богданович Барклай де Толли, которого с явным пренебрежением характеризовали «Болтает и только!», конечно, для русского уха звучал не так, как «простой» Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Даже Николай Васильевич Гоголь-Яновский стал, в конце концов, Николаем Васильевичем Гоголем. Но это вечное предубеждение против «немцев» поразительно крепко сочеталось, сплетаясь и проникая в него, с поклонами успеху и готовностью сакрализировать минутное.

Михаил Богданович Барклай де Толли (1761.12.27 1818.05.26)...

 1. Текст 1. О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1747.09.16 — 1813.04.28)...

 1. Текст 1. О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!-2

Николай Васильевич Гоголь-Яновский (1809.04.01 — 1852.03.04)...

 1. Текст 1. О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!-3

А что такое по существу эта ориентация? (1) Фиксируются только мгновенные изменения («жрецы минутного») и (2) в проявленном для восприятия новом ухватываются только амплитудные пики гармоник, только верхушки, им и поклоняются («поклонники успеха»).

3. Человек — единственное существо, для которого сущностно значимо время, как мера изменений. Человек не просто ощущает, не просто осмысливает перемены, но и активно полагает их существенными для себя самого.

Напротив, минералы, растения и животные хотя и подвергаются переменам и даже кое-кто из них имеет память о прошлом, всё же не воспринимают перемены как сущность своего бытия, а лишь мирятся с ними или протестуют против них. Именно поэтому жизнь всего живого циклична, а касательно перемен — лишь реактивна. А бытие всего неживого, несомненно, меняется во времени, но только для внешнего восприятия, всем неживым перемены себя самого не осознаются, всем неживым они даже не принимаются, а лишь неосознанно претерпевается: в горах случился обвал или сошёл сель — случился и сошёл...

И только человек способен не просто (1) терпеть перемены — как всё неживое, или (2) использовать их не по назначению, однако к своей выгоде и «к своему собственному интересу», как говорят гадалки на картах, — как некоторое живое, но (3) специально создавать перемены, сознавая отчётливо, к чему они ведут, то есть планируя своё будущее и осуществляя планы.

4. Высшие животные если что и «планируют», то гонимые нуждой внешней — неблагоприятные условия существования, или внутренней — голод и иные потребности, человек же планирует свободно, хотя часто и нелепо: «В следующее воскресение сходить — непременно сходить! — в Мавзолей В. И. Ульянова (Н. Ленина) и поклониться его мощам и мумии», «На Пасху обязательно прорваться к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, испросить его благословения и поцеловать ему руку!», «Во субботу, чуть не плача, вся Канатчикова дача к телевизору рвалась!» Ну, а разве жрецы минутного, поклонники успеха не нелепы? Конечно, нелепы. Эта нелепость — издержки, а не сущность исторического существования.

5. Доведённое до предела историческое существование с его «историческим подходом» в социальных науках и изумляющей восприятие гибкостью позвоночника «применительно к подлости» у этих представителей типа хордовых в практике их житья-бытья есть только срезание верхушек рождественских елей на бреющем полёте жадного причаститься к успеху сознания, то есть фактически кража звёзд, часто — незаконная кража, то есть без предварительной покупки лицензии.

И добро бы это была такая звезда, как голосистый Филипп Бедросович Киркоров, или такая звезда безголосая, как Лолита Марковна Милявская. Всё это — дрянь надёжная, проверенная, отравление сознания ею предсказуемо в заранее известных местах, как лёгкие курильщика или печень алкоголика…

Но может же оказаться на рождественской ёлке и что-то другое!.. Как быть с ним? Чего опасаться? Какими презервативами человеку историческому на Рождество Христово запасаться впрок?

Филипп Бедросович Киркоров (1967.04.30) весь в брульянтах...

 1. Текст 1. О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!-4

Филипп Бедросович Киркоров. Это нога у того, у кого надо нога!

 1. Текст 1. О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!-5

Лолита Марковна Милявская (1963.11.14) в деле...

 1. Текст 1. О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!-6

Лолита Марковна Милявская в быту и на отдыхе...

 1. Текст 1. О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!-7

6. Ясно: если историчность введена в сознание, в нём же она может быть доведена до предела.

Этот предел историчности мыслим поэтически уже иначе, не из феодально-царского периода бытия России, а из Советского Союза. Мы его находим у Роберта Станиславовича Петкевича, мудро и вовремя заменившего подлинное имя броским псевдонимом Роберта Рождественского. Как раз он довёл до поэтического и мыслимого предела мгновенную историчность бытия человека в своём стихотворении 1973 года «Мгновения».

Текст 2.

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное,
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.

Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее...

У каждого мгновенья свой резон
Свои колокола, своя отметина.
Мгновенья раздают кому-позор
Кому — бесславье, а кому — бессмертие.

Из крохотных мгновений соткан дождь,
Течёт с небес вода обыкновенная.
И ты порой почти полжизни ждёшь,
Когда оно придёт, твоё мгновение...

Придёт оно большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.

Не думай о секундах свысока
Наступит время сам поймёшь, наверное,
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения мгновения...

7. Огрехи поэтического мастерства в только что приведённом стихотворении видны невооружённым глазом.

У каждого мгновенья свой резон
Свои колокола, своя отметина.

(1) Такого наговорить про мгновения можно, лишь страдая время от времени куриной слепотой поэтического видения.

Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее…

(2) Что мгновения спрессованы в года и даже столетия сказано художественно выразительно, но не понимать, где у года или даже столетия начало и где конец — это редкого ума человеком надо быть, то есть деревенским дурачком или городским сумасшедшим.

Придёт оно большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.

(3) Трудно представить и связать в своём воображении летний зной, сопутствующую ему жажду, глоток воды, символизирующий, конечно же, мгновение, с сознанием (1) долга по коммунальным платежам, (2) долга перед своей семьёй и близкими, (3) долга перед народом и страной и, конечно же, (4) долга перед конкретным начальством и вообще государством. Тут поэтическая мысль Р. Рождественского откровенно хромает.

Понятно, Роберт Петкевич, и даже Роберт Рождественский, — это не Александр Пушкин, как бы ни мыслился кем-нибудь социалистический строй Советского Союза более прогрессивным, чем царско-феодальный строй Российской Империи. И именно этот имперский строй породил гения на все времена — А. С. Пушкина. А советский строй — вот такого Р. С. Рождественского.

8. Как бы, однако, ни обстояло дело с поэтической выучкой и поэтическим гением у конкретных поэтов, основная поэтическая мысль стихотворения «Мгновения» кристально ясна. Время бытия разделено на предельно короткие, бесконечно малые, отрезки, которые могут казаться ничтожными, на них не всегда даже возможно обратить внимание, так они быстро улетают, да они и суть множественное ничто, но будучи интегрированы, эти нули, эти бесконечно малые дают целостное событие, целую жизнь, даже всю эпоху… Ибо

Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.

Предмет, о котором высказана Р. С. Рождественским эта мысль в этом стихотворении, существенно более конструктивен и что называется человечески пригож, нежели «жрецы минутного, поклонники успеха», представленные в качестве лётно годного, но не слишком человеческого контингента в стихотворении А. С. Пушкина. У Р. С. Рождественского не только видна, но и настойчиво проповедана диалектика целого и части вообще, а касательно специально мгновений — диалектика времени и вечности, хотя бы сам Р. С. Рождественский не мыслил их в такой терминологии и даже такими понятиями не владел по их житейской ненадобности.

Александр Сергеевич Пушкин (1799.06.06 — 1837.02.10)...

 1. Текст 1. О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!-8

Роберт Станиславович Петкевич (Роберт Рождественский) (1932.06.20 — 1994.08.19)...

 1. Текст 1. О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!-9
 1. Текст 1. О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!-10
 1. Текст 1. О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!-11

9. И в этом есть вечная историческая истина: для человека причаститься к вечности можно, лишь живя во времени и совершая символически-вечностные временные поступки; а не растрачивать время попусту человеку можно, лишь планируя свою жизнь, планируя во времени и долетая до вечной цели.

2024.02.28.