Дакар, самое жестокое и непредсказуемое спортивное соревнование в мире автогонок.
Сегодня я расскажу вам историю создания самой известной раллийной гонки в мире.
Шаг за шагом, миля за милей, гонщики прорываются через жаркую пустыню, под ярким африканским солнцем, направляясь к финишной черте. Команда Камаз Мастер одна из самых прославленных на этой гонке. Мое видео расскажет в чем состоит успех побед русской машины.
Соревнования в ралли Дакар — это не только борьба с природной гранью, но и с самим собой. Это вызов, который возносит флаг и заставляет сердца болельщиков биться быстрее. Все, кто не боится скорости. Поехали!
История создания ралли Дакар
История создания ралли Дакар началась в 1979 году, когда французский мотогонщик Тьерри Сабин организовал первую гонку под названием "Париж-Дакар". Сам Тьерри Сабин, который уже был раллийным пилотом, в 1977 году заблудился в пустыне Тенере во время гонки «Абиджан — Ницца». О, какое приключение это было! В конце концов он был спасен и вернулся в свою родную Францию. Ах, какое облегчение он должен был почувствовать, возвращаясь к жизни после столь опасной ситуации. Но всё еще очарованный пейзажем пустыни в качестве места проведения ралли, он пообещал себе, что поделится своим восхищением с как можно большим количеством людей. Какой вдохновляющий жест! Он разработал новый маршрут для ралли, которое должно было начаться в Париже, продолжиться через Алжир, затем пройти по территории Нигера и оттуда финишировать в Дакаре. Ох, какой мужественности и смелости требовалось от участников, чтобы пройти через такое путешествие! Знаменитым девизом ралли Дакар было: “Вызов для тех, кто едет. Мечта для тех, кто остается позади”. Какие красивые слова, полные стремления и жажды приключений!
С первых же гонок ралли Дакар стало одним из самых сложных и опасных спортивных соревнований в мире. Участники сталкивались с экстремальными условиями, способными испытать силу и выносливость каждого гонщика. Они все рисковали, чтобы превзойти себя и победить в этом непростом испытании. Мои нервы на пределе только при мысли об этом! Ох, сколько героев и борцов с судьбой здесь встретятся! Но не стоит забывать, что ралли Дакар было столь же опасно, сколь интересно. Известно, что с 1979 года в этой гонке машин и мотоциклов погибло 76 человек. Ужасно представить все те страдания и смертельные риски, которые гонщики переживали на протяжении этих лет. История создания ралли доказывает, что смелость, выносливость и настойчивость могут привести к созданию легендарного соревнования, которое продолжает вдохновлять и впечатлять людей уже более 40 лет.
Первые гонки ралли Париж - Дакар
А теперь я расскажу вам подробно о этапах становления этого невероятного соревнования. Первый знаменитый автопробег стартовал 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже. Какой великолепный день был для всех любителей автоспорта! Огромное количество гонщиков собралось в этом месте, окруженном красивой архитектурой, чтобы отправиться в захватывающее путешествие.
Первый ралли Дакар собрал 182 участника. Это были как профессиональные гонщики, так и любители экстремальных приключений. Они были готовы преодолеть тысячи километров, пересечь песчаные дюны, горные перевалы и скалистые участки, чтобы ощутить настоящую сладость победы. Ах, каким героизмом они обладали, выступая перед такими трудностями!
Пройти более 10000 километров – это была не только соревновательная задача. Гонщикам предстояло исследование этих далеких и неизведанных территорий. исследование этих далеких и неизведанных территорий. Все участники осознавали, что на них ждет настоящее приключение, полное опасностей и испытаний.
Первый ралли Дакар был успешно организован и привлек множество автогонщиков и энтузиастов со всего мира.
На старт первого этапа прибыло 80 экипажей на автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 экипажей на грузовиках. Из 182-х команд, стартовавших в ралли, 74 смогли финишировать, добравшись до столицы Сенегала. Сирил Неве на мотоцикле Ямаха 500 ИксТи стал первым победителем величайшего ралли в мире.
Популярность ралли не заставила себя долго ждать. В 1980 году в нем участвовало 216 автомобилей, а в 1981 году - 291. Очарованные идеей о том, что обычные люди превращаются в искателей приключений, бросающих вызов обстоятельствам с ограниченными ресурсами в гонке по безлюдной пустыне Африканского континента, любители хлынули сюда, чтобы принять участие в ралли. На автомобилях и мотоциклах, собранных в гараже, они соревновались с профессионалами. В гонке 1982 года приняли участие 382 гонщика, что вдвое больше, чем на первоначальном "Дакаре" 1979 года. Команда Ренж Ровер с двигателем В8 завоевали два из трех первых трофеев Дакара. В 1987 году не смогли финишировать даже четверть участников, а в 1986 году - только каждый пятый. Как однажды сказал директор ралли-марафона, если бы все финишировали, это бы уже не был Дакар.
Категория «Мотоциклы»
Представьте себе: вы находитесь среди бескрайних песчаных дюн, на грани экстремальных природных условий. Ваша машина бросает вызов горным перевалам, рекам, лесам и болотам. Вам приходится использовать все свои навыки вождения и навигации, чтобы сохранить ритм и двигаться вперед.
Это и есть ралли Дакар - непревзойденное соревнование, требующее от участников пройти через настоящую испытательную полосу длиной в несколько тысяч километров.
А теперь я расскажу более подробно о каждом из классов. И начну повествование по мере их старта в гонке. И первыми на старт выходят мотоциклы.
В категорию "Мотоциклы" входят три группы.
Группа Лайт в неё допускаются только спортсмены, входящие в специальный список Спортивной организации Амори, которая отвечает за проведение важных спортивных соревнований.
В группу 2 входят все остальные мотоциклисты. Но группа подразделяется на две подгруппы.
На Супер-Продакшен к мотоциклам которой предъявляют общие требования технической части.
А еще подгруппа Марафон — в отличие от остальных, в ней запрещается заменять ключевые компоненты мотоцикла, в частности двигатель, раму, вилку, во время соревнований.
А группа 3 – квадроциклы. До 2009 квадроциклы формально относились к классу мотоциклов, но затем получили собственный равноправный зачёт. Они разделены на две подгруппы.
3.1 это одноцилиндровые квадроциклы с приводом на два колеса и объёмом двигателя до 750 кубических сантиметров.
И 3.2 туда входят одноцилиндровые и двухцилиндровые квадроциклы с полным приводом и объёмом двигателя до 900 кубических сантиметров.
Сколько стоит раллийный мотоцикл Дакар спросите вы? Так вот точная копия мотоцикла KTM 450 Ралли 2021 года в Европе обойдется вам в солидные 25 900 евро. Заплатив, вы получаете большой двигатель объемом 450 кубических сантиметров, коробку передач с обновлённым механизмом переключения, систему управления двигателем и отличную выхлопную систему. Всего фирма выпустила 85 таких мотоциклов.
А вот еще кое-что интересное. Для достижения успеха в ралли-рейде, мотоциклистам необходимо использовать мусс. Нет это не средство для ухода за волосами. Это специальная вставка из пенопласта, которая заменяет внутреннюю камеру в шине. Она обладает устойчивостью к проколам и способна выдерживать большие нагрузки на любых типах дорожного покрытия.
Категория «Автомобили»
Позднее просыпаются и выходят на трассу представителя класса «Автомобилей».
В классе "Автомобилей" разрешается участие транспортных средств, вес которых не превышает 3500 кг. Эти транспортные средства подразделяются на несколько категорий:
Т1 это модифицированные и улучшенные внедорожники,
Т2 тут соревнуются серийные модели полноприводных авто.
Есть еще категория Опен она включает прочие автомобильные транспортные средства с массой до 3500 кг. Для участников в классах T1 и T2 теперь ограничена скорость 180 километров в час.
Изначально в ралли побеждали автомобили европейских марок, таких как Рено, Ланд Ровер, Ренж Ровер, Мерседес Бенс, Фольцваген, а также японские – Тойота Ленд крузер. Самыми успешными моделями в истории ралли являются Мицубиси Паджеро и Мицубиси Монтеро, которые выигрывали 7 лет подряд с 2001 по 2007 годы. Другие производители также представляли на ралли свои модифицированные серийные модели, например Ситроен, у Пежо были две известные модели 405 Tи16 и 205 Tи16, так же принимал участие и Порше. В настоящее время лидером считается Мини ОллФо Рэйсинг. Среди ныне соревнующихся моделей также были Мерседес Бенс M класс, БМВ Икс5 и БМВ Икс3, Хамер Аш1 и Хамер Аш3, но они не занимали пока лидирующих позиций.
Все экипажи готовы к испытаниям. И хотят показать, на что способны их любимые автомобили! Хотя бывали разные случаи, и я расскажу такой один. Он доказывает, что внимательность нужна не только на трассе гонки.
Однажды в ходе ралли произошло нештатное событие. Автомобиль лидера был похищен. В 1988 году Ари Ватанен возглавлял гонку Дакар на Пежо 405 Tи16, машина пропала, когда команда остановилась на ночлег в малийской гостинице. В это время к руководителю команды Пежо Талбот Спорт, в гостинице подошел человек и потребовал через 15 минут привезти 250000 франков на такси. Неясно, предусматривал ли бюджет команды такие непредвиденные ситуации, но руководитель и его команда, в конечном итоге, смогли вернуть автомобиль. Однако этот инцидент привел к дисквалификации Ватанена с турнира 1988 года, так как он не смог успеть к старту. Как отметил сам Ари, «вся эта история — просто невероятна, словно сюжет из фильма».
Категория «Грузовики»
И самым последним на стартовой позиции, поражая болельщиков огромной мощностью, появляется класс "Грузовиков" Т4. Рев двигателей этих гигантов проникает в каждую клеточку воздуха.
Грузовики класса Т4, с массой более 3500 кг, предстают перед нами во всей широте своих возможностей. Эти грозные транспортные средства включают в себя несколько подкатегорий.
Т4-1 объединяет серийные заводские модели, которые способны преодолеть любые трудности на своем пути.
Т4-2 включает модифицированные и усовершенствованные траки. Эти машины - настоящие технические шедевры, созданные гениальными инженерами, которые стремились выжать из этих грузовиков максимум возможностей и достичь непревзойденной скорости и проходимости.
И наконец, Т4-3 - "быстрые технички". Их главная задача не победить, а помогать быстрым экипажам запчастями и ремонтом. С их помощью команды могут быстро восстановить поврежденные транспортные средства и продолжить гонку.
В добавок к этому, есть и класс Т5, но грузовики этого класса не принимают участие в гонке, они выступают в роли автомобилей технической поддержки для соревнующихся команд. Они готовы поддержать своих героев и помочь им преодолеть любые трудности.
Несомненно, грузовики класса Т4 вызывают восхищение и волнение. Их грохот и мощь поражают воображение, а умение гонщиков управлять этими громадинами — просто нечто фантастическое.
Грузовик должен иметь серийное шасси и обычный кузов. Несмотря на определенные модификации, двигатель так же является серийным. Для автомобилей категорий T3, T4 и T5, к которым относятся легкие прототипы, внедорожники и грузовики, ограничение скорости составляет до 130 километров в час. И вот почему - это история, которую стоит посмотреть при наличии крепких нервов. В 1988 году Ян де Рой, победитель предыдущего Дакара, 9 января на этапе ралли Дьядо-Агадес, двигаясь со скоростью около 180 км в час, не справился с управлением при преодолении очередной дюны. Грузовик перевернулся несколько раз и разбился на части. Механик экипажа Кис ван Ловезийн погиб на месте. Де Рой и его штурман Крис Росс получили тяжелые травмы и были доставлены в больницу. После этого инцидента, компания ДАФ прекратила свою участие в Дакаре, а сам Ян де Рой вернулся в гонку только в 2002 году, когда ему уже было 58 лет.
Экипаж раллийного грузовика Дакар состоит из трех человек для обеспечения безопасности и бесперебойного проведения гонки. Команда состоит из водителя, штурмана и механика. Без механика поломки привели бы к завершению гонки для команды. Замена шин на грузовике была бы невозможна, поскольку для этого требуются все три члена экипажа.
В гонках принимали участие грузовики следующих марок: ДАФ, ГИНАФ, Хино, Ивеко, КАМАЗ, ЛИАЗ, MAН, МАЗ, Мерседес Бенс, Рено, Скания, Татра, и Унимог. В 1980-х годах, сильная конкуренция между Даф и Мерседес Бенс привела к появлению транспортных средств, которые были оснащены двумя двигателями общей мощностью более 1000 л.с. После 2000 года в зачете грузовиков лидируют КАМАЗ и Татра.
Команда Камаз Мастер
Ну а завершаю своё видео я рассказом о команде Камаз Мастер. Она известна своими успехами в ралли Дакар и имеет несколько впечатляющих преимуществ, которые приносят им постоянные победы и делают их трудными для обгона.
В 1991 году команда "КАМАЗ-мастер" впервые приняла участие в знаменитой гонке "Париж - Дакар". В 1996 году Виктор Московских принес КамАЗу первую победу по итогам Дакара. Но настоящий прорыв команда сделала с приходом Владимира Чагина. В течение 22 лет, с 2000 по 2022 год, команда 18 раз становилась победителем в зачете грузовиков. А 19 побед включая победу 1996 года являются мировым рекордом.
Владимир Чагин, также известный как Володя Шеф или Колобок, является не только лидером команды, но и одним из самых уважаемых гонщиков в мире ралли.
Победы "Синей Армады», а именно так называют команду неофициально, это результат их упорного труда, сплоченности и стремления к совершенству
Команда имеет устоявшийся план подготовки и выполнения гонки, что дает им конкурентное преимущество.
Так же команда Камаз Мастер постоянно инвестирует в исследования и разработки. Их грузовики имеют мощные двигатели и подвеску, а также оптимизированную конструкцию.
Хочется еще отметить, что в команде Камаз Мастер работает команда высококлассных гонщиков и экипажей, которые тщательно обучаются и готовятся к каждой гонке.
А еще команда Камаз Мастер славится сильным командным духом и сотрудничеством. У них хорошо налажена коммуникация между экипажами, что позволяет им эффективно работать вместе и преодолевать препятствия
Комбинация этих факторов делает команду Камаз Мастер такой успешной и сложной для обгона другими командами в ралли Дакар. Они продолжают устанавливать стандарты в этой гонке и представляют себя как одну из сильнейших команд в мире автоспорта.
Финал
В заключении моей статьи о Дакаре хочется отметить, что ралли стало символом мужества, азарта и отваги. Соревнование продолжает привлекать внимание мировых гонщиков и фанатов автоспорта, и его история служит примером постоянного совершенствования и преодоления трудностей. Оно навсегда вошло в историю автомобильного спорта и остается одним из самых захватывающих.