Появилась у сетевых организаций в последнее время «мода» на расторжение договора об осуществлении технологического присоединения своеобразным способом. Не желая по каким-либо причинам исполнять договор, сетевая организация не только нарушают срок выполнения мероприятий по техническим условиям, но и срок действия технических условий.
По истечению срока действия технических условий сетевая организация заявляет, что срок действия договора истек, и он прекратил свое существование и исполнять они его не могут. Печально в этом факте то, что суды в подавляющем большинстве встают в данном вопросе на сторону сетевых организаций.
Что делать в этой ситуации?
Безусловно потребуется защищать свои нарушенные права в суде, но для этого необходимо вооружиться аргументированной позицией.
Суды считают, что в связи с прекращением срока действия технических условий, срок действия договора истец. Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. При этом сам договор не предоставляет право сетевой организации на односторонний отказ от его исполнения.
В силу статьи 450.1ГК РФ данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Договор о технологическом присоединении относится к обязательствам по возмездному оказанию услуг (глава 39 ГК РФ), к которому в силу статьи 783 ГК РФ применяются общие положения о подряде (статьи 702 – 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 – 739), если это не противоречит статьям 779 – 782 данного Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Сетевые организации не пользуются предусмотренной для этого статьей 719ГК РФ дающей право на отказ от договора при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение Сетевой организацией обязанностей по технологическому присоединению не будет произведено в установленный срок.
Полагая, что спорный договор действует, заявители обращаются в суд с требованием к сетевой организации о его исполнении. Вместе с тем, по мнению судов, заявители не учитывают, что согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Срок действия договора сторонами не определен, однако определен срок действия технических условий – главной и взаимной обязанности сторон по договору.
Я не согласен с выводами судом по следующим причинам.
Несмотря на то, что выполнение мероприятий по технологическому присоединению, являясь важнейшей составляющей договора, не исчерпывает всего основанного на этом договоре обязательства, указанные обязанности являются вторичными по отношению к осуществлению технологического присоединения и, таким образом, к исполнению договора по предмету (реальному исполнению договора). Суды считают, что утрата возможности исполнить договор по предмету в связи с истечением срока, предоставленного для такого исполнения, в силу пункта 3 статьи 425 ГК РФ приводит к прекращению действия договора. Поскольку договор перестал быть действующим и по этой причине прекратилось существующее между сторонами обязательство, договор не может быть исполнен.
Однако суды неправильно применяют нормы ГК РФ и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения).
Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. По смыслу указанных положений Кодекса установленное сторонами иное условие о прекращении действия договора должно быть выражено в нем сторонами однозначно и определенно. В договоре технологического присоединения подобное условие отсутствует.
Суды ошибочно считают, что предметом договора являются технические условия, срок действия которых истек. Вместе с тем предметом данного публичного договора, в котором, в силу его публичности, у сетевой организации ограничены права на односторонний внесудебный отказ от договора, является технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организации. Моментом окончания исполнения сторонами обязательств по нему является фактическое присоединение названных устройств к сети с оформлением соответствующих документов и расчетом по договору. Продление срока действия технических условий в гражданском обороте в Российской Федерации носит распространенный характер.
В Правилах присоединения имеются условия, которыми законодатель подтвердил возможность расторжения договора сетевой организацией в судебном порядке при неисполнении обязательств заказчиком (пункт 16(5)).
В силу статьи Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Истечение срока действия технических условий суды ошибочно отождествляют с прекращением в целом договора технологического присоединения как обязательства по основанию невозможности его исполнения (статья 416 ГК РФ), не учтя того, что в силу пункта 27 Правил присоединения срок действия ранее выданных технических условий может быть продлен, либо в рамках исполнения того же договора технологического присоединения сетевой организацией могут быть выданы новые технические условия.
Таким образом, истечение срока действия технических условий, как особого специального разрешения на выполнение определенных действий, выдаваемого профессиональным субъектом электроэнергики непрофессиональному, препятствует заявителю осуществлять мероприятия по технологическому присоединению, но не прекращает договор в целом, поскольку заявитель в течение срока действия договора сохраняет право на инициацию продления срока их действия или выдачу новых технических условий, вновь легитимирующих потенциальное выполнение заявителем мероприятий по технологическому присоединению.
Другими словами, истечение срока действия технических условий не является непреодолимым препятствием исполнения договора технологического присоединения, поскольку оно может быть устранено сторонами, а, значит, это обстоятельство не может приравниваться к обстоятельствам, прекращающим обязательство невозможностью исполнения.
По общему правилу, установленному пунктом 3 статьи 425 ГК РФ, договор, в котором отсутствует прямое указание на прекращение обязательств сторон по окончанию срока его действия, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Заключенный сторонами договор подобного условия не содержит, действий по одностороннему отказу от его исполнения, приравненному по последствиям к расторжению договора (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ), сторонами не предпринималось, следовательно, с учетом установленной пунктом 27 Правил присоединения возможности продления срока действия технических условий или выдачи новых технических условий, Истец сохранил право на иск о понуждении исполнения договора с целью внесения правовой определенности в правоотношения сторон.
Таким образом, выводы судов о прекращении всех обязательств сторон по договору и поэтому отсутствии оснований для его исполнения Ответчиком являются ошибочными.
Данная позиция подтверждается судебной практикой:
- Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.03.2019 г. по делу А53-23119/2018 г.;
- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.05.2018 г. № А2714001/2017.
Энергоэксперт Фирсов Александр
energoexpert@bk.ru