Доля маркетплейсов в сегменте выросла до 56%
Россияне потратили на заказ продуктов онлайн 917,5 млрд рублей в 2023 году, пишут «Ведомости» со ссылкой на подсчеты аналитиков Infoline. Это на 47% больше, чем в 2022-м. При этом общая доля онлайн покупок продуктов остается небольшой – всего 4,7% от общего объема розничных продаж.
История вопроса:
Data Insight оценивает объем доставки fresh-food или скоропортящихся продуктов в 2023 году в 781 млрд (+41% к 2022 г.). Эта категория занимает большую часть онлайн-доставки продовольствия, поясняет старший аналитик компании Ольга Пашкова. Data Insight не учитывает категорию dry-food (например, доставка круп и другой аналогичной продукции, в том числе маркетплейсами).
В IV квартале прошлого года рост рынка онлайн-продаж продовольственных товаров ускорился год к году до 57% (против 55% в III квартале 2023 года), согласно исследованию Infoline.
В этот период произошел заметный рост оборота в сегменте доставки впрок, плановой доставки и самовывоза, на которые к концу года приходилось 40% всех заказов продуктов (+3,4 п. п. к III кварталу), говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, который объясняет это ростом продаж продовольствия через маркетплейсы (самовывоз).
Этому способствовали промоакции и бонусы на них, рост онлайн-заказов алкогольной продукции с самовывозом, а также дефицит курьеров (их зарплаты выросли за год на 30–40%, по данным HeadHunter), что удорожало доставку, особенно быструю.
Дефицит кадров в доставке по-прежнему ощущается, и даже такие традиционные игроки экспресс-сегмента, как «Яндекс лавка», заявили о планах тестировать самовывоз из своих дарксторов (мини-склады), отмечает Пашкова. Например, «Мираторг» закрыл свой интернет-магазин.
По подсчетам Infoline, доля маркетплейсов в сегменте доставки впрок, плановой доставки и самовывоза выросла в 2023 год к году на 6,7 п. п. до 56%, доля одного из лидеров – «Сбермаркета» – на 4,5 п. п. до 33% (в том числе за счет рекордной доли промо и баллов «Сберспасибо»), а доля прочих игроков сократилась год к году на 11,2 п. п. до 11%, по данным Infoline.
В IV квартале 2023 году все виды сервиса доставки демонстрировали высокую положительную динамику, подтвердил «Ведомостям» представитель «Сбермаркета».
В «Озоне» в IV квартале 2023 года зафиксировали рост заказов продовольствия через каналы самовывоза, но это не повлекло за собой сокращение курьерской доставки Ozon fresh, уточнил представитель маркетплейса.
– Рост популярности доставки продуктов Ozon fresh через пункты выдачи товаров (ПВЗ) мы связываем с тем, что такой канал получения товаров становится все более доступным: на конец года к системе было подключено около 1/5 всех пунктов, – говорит представитель площадки.
Число ПВЗ, через которые доступен самовывоз сервиса, уже превышает 11 000 точек.
Представитель сервиса доставки «Самокат» указал на совместно реализованный с «Мегамаркетом» новый проект доставки и возврата по клику (заказ приезжает в ближайший к пользователю даркстор, после чего клиент получает уведомление и может в удобное время вызвать курьера).
Курс на самовывоз продолжит развиваться в ближайшем будущем, полагает Бурмистров. Объемы и экспресс-доставка будут востребованы, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты.
Рынок онлайн-продаж свежей продукции в текущем году составит 852 млн заказов и ₽1,14 трлн (без учета негативных сценариев), прогнозирует Пашкова. Относительно прошлого года траты россиян на онлайн-заказы fresh-продовольствия и число заказов вырастут в 1,5 раза.
Напомним, за 2023 год объем интернет-торговли увеличился на 28% в сравнении с прошлым годом, и составил почти 6,4 млрд рублей. На внутренний рынок приходится 96,9% всех онлайн покупок, следует из аналитического отчета Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). На трансграничный рынок в прошлом году пришлось 197 млрд рублей. При этом доля e-commerce в общем объеме розничных продаж увеличилась за год с 11,6% до 13,8%. LR