«Когда что-то проектируете — последовательно убирайте всё лишнее. Лишь тогда дойдете до сути дизайна»
Акилле Кастильони (Милан, Италия, 1918–2002), по прозвищу Чичи, был пионером итальянского дизайна и одним из его самых влиятельных сторонников.
Сын выдающегося миланского скульптора Джаннино Кастильони, он начал заниматься дизайном в 1938 году, в возрасте 20 лет, окончил факультет архитектуры Миланского университета в 1944 году и присоединился к своим братьям Ливио (1911–1979) и Пьеру Джакомо (1913–1968) в знаменитой студии Кастильони, которую они вместе основали в 1938 году. Они работали по принципам, которые должны перестроить объект функции, форму и производственный процесс, и применяли эти тезисы ко всем работам, которые они производили. Кастильони описал этот процесс: «Начать с нуля. Придерживаться здравого смысла. Знать свои цели и средства».
Они работали во всех областях дизайна — от архитектуры до городского планирования, от выставок до дизайна мебели, от дизайна продуктов до света. Проектировали стулья и столы, лампы и книжные шкафы, пепельницы и подставки, посуду и столовые приборы, школьные парты и больничные койки, раковины и унитазы, ручки и открывалки для бутылок, кофемашины и диспенсеры для пива.
К экспрессионистским объектам относится пылесос Spalter (1956). Братья Кастильони превратили пылесос в образец органичной скульптуры. Революционная модель Spalter легко катилась по полу. А прикрепив ремни, её можно было повесить на спину и тогда уже делать уборку практически гуляючи. В дизайне пылесоса Акилле и Пьер Джакомо нашли ту магическую формулу, благодаря которой предмет смотрелся технически впечатляющим, внушающим доверие, был удобен для потребителя и одновременно легко вписывался в домашнюю среду.
До 1968 года Акилле Кастильони всегда творил в тесном сотрудничестве со своим братом Пьером Джакомо, вместе с которым разработал некоторые из самых известных икон в истории промышленного дизайна, включая табуреты Sella в качестве сидения которого было использовано кожаное чёрное седло гоночного велосипеда, закреплённое на литой стальной трубе с чугунной подставкой в форме полусферы и Mezzadro, чье сиденье в точности повторяет форму седла трактора — собственно, оно и было использовано для прототипа.
Кастильони применял принцип ready-made. Это принцип, при котором автор использует готовую форму и преобразует ее в собственное произведение, переводя исходную вещь в совершенно другой контекст.
Культовую известность приобрели лампы Arco и Taccia. Самый известный факт об истории появления торшера Arco: братья-итальянцы хотели получить домашнюю уютную версию уличного фонаря. Этот светильник стал самым подделываемым предметом освещения XX века.
Модель Taccia обрела свою форму из-за стремления дизайнеров сделать такую рассеивающую поверхность, которая бы нагревалась минимально. Светодиоды, которые сейчас заменяют почти все источники освещения, в ту пору только исследовались, были предельно дорогими и неяркими. А лампы накаливания накладывали на дизайн абажуров огромное количество ограничений.
За свою 64-летнюю карьеру Акилле Кастильони работал почти со всеми наиболее важными итальянскими мебельными компаниями. Щедрый наставник, он сотрудничал со многими другими архитекторами и дизайнерами. Большинство продуктов, которые он разработал, являются результатом настоящей изобретательности, гуманистической культуры, интеллектуальных экспериментов, технических знаний, эстетической чувствительности и, прежде всего, они всегда достигали своей практической цели.
После смерти Пьера Джакомо он продолжил разрабатывать множество интеллектуальных продуктов, которые сегодня высоко ценятся как образцы итальянского творчества, включая лампу Parentesi, пепельницу Spirale, стол Cumano, наручные часы Record и книжную полку Joy.
С 1969 по 1980 год он препода вал в Школе архитектуры Туринско го политехнического университета, а с 1980 по 1993 год — в Миланском политехническом университете. В 1956 году он стал одним из основателей ADI — L’Associazione per il disegno industriale (Ассоциация промышленного дизайна), первой и наиболее важной итальянской ассоциации дизайнеров. Почетный королевский промышленный дизайнер с 1986 года. Он получил почетную степень в области дизайна Королевского колледжа искусств Лондона в 1987 году и еще одну степень Миланского политехнического университета в 2001 году. За свою карьеру он получил множество наград, в том числе восемь Compásso d’óro (1955–1979) — первая и самая признанная награда в области дизайна в мире — одна бронзовая медаль Триеннале (1947), две серебряные медали (1957, 1963), две золотые медали (1957, 1960) и две Гран-при Триеннале. (1951, 1954).
Большинство продуктов, которые он разработал, являются результатом настоящей изобретательности, гуманистической культуры, интеллектуальных экспериментов, технических знаний, эстетической чувствительности и, прежде всего, они всегда достигали своей практической цели.
Его работы широко выставлялись в самых важных музеях мира, включая МоМА в Нью-Йорке, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей искусств Цюриха и Музее дизайна Vitra
Он умер в Милане в 2002 году
Статья предоставлена журналом «Интерьер&Дизайн»