Первое и главное – вся история инспирирована Сатаной - Воландом. Он подстроил встречу Мастера и Маргариты, которая была им использована как агентесса и исполнительница. Цель – написание Мастером варианта Евангелие от Сатаны. Сатана мстил Иисусу за отказ поклониться ему и признать его силу. Без этого признания власть Князя Мира иллюзорна и неубедительна. В романе Иешуа предстал в очень человеческом, приниженном виде, доступном насилию и пренебрежительному третированию со стороны силы и власти Рима, против которых он и боролся.
Второе. Сама история отношений и вообще бытовой пласт происходящего намеренно и старательно снижен. Все происходящее опутано паутиной мелкой борьбы за выживание в условиях смехотворного, но страшного эксперимента над людьми и их жизнями. История адюльтера Мастера и Маргариты весьма неромантична. Абсолютно понятна драма героини. Замужество для выживания, пустота внутри, бездетность и поиск выхода на грани самоубийства. Неприятие окружающей жизни и власти. Искушение стать музой творческого человека.
Все сложилось. Мастер вдохновлен и работает. И тут облом. Власть обнаружила бунт и наказала его. Казнь повторилась. Результат – Евангелие написано, Мастер за бунт против власти наказан. Сатана покидает покоренную столицу. Мастер и его подруга награждены покоем. Покоем смерти. Все как всегда. А фильм интересный.
Г.Л.