Рооупкунд — гималайское высокогорное озеро, которое имеет ледниковое происхождение и находится на высоте более 5 километров (если быть точными, то - 5029 метров над уровнем моря). Расположено озеро в штате Уттаракханд на севере Индии.
В летний период, когда ледовый покров гор частично оттаивает и сходит, сквозь прозрачную и чистую воду озера можно наблюдать довольно жуткую картину. На дне Роопкунда и на его берегах покоится несколько сотен человеческих и лошадиных скелетов и разрозненных костей, происхождение которых до сих пор доподлинно неизвестно.
Что это за скелеты, и откуда в таком количестве они взялись на высоте 5 километров? Есть много версий на этот счет - от военных и вполне обыденных до мистических и связанных с загадочными проклятиями, что роднит эту историю с печально известным случаем гибели группы туристов на перевале Дятлова на Урале.
Рассмотрим каждую из версий.
История озера: останки японских солдат или пропавшая экспедиция на Тибет
Озеро было впервые обнаружено в 1942 году рейнджером уттаракхандского гималайского заповедника, хотя есть задокументированные сообщения об этих костях начиная еще с конца 19 столетия.
Сперва исследователи посчитали, что кости принадлежат японским военным времен Второй мировой войны, сражавшимся на стороне фашисткой Германии и тайно пробравшихся на территорию тогда еще Британского Индии через этот горный район. Говорилось, что затем солдаты, неподготовленные к подобным условиям, погибли в результате сурового климата этой негостеприимной местности. Это были последние годы колониального правления Великобритании в Индии, и когда было выдвинуто это предположение, британцы немедленно отправили группу следователей, чтобы определить, нет ли около озера какого-нибудь секретного хода, оставленного противником.
Было проведено расследование, в ходе которого выяснилось, что трупы никак не могли являться останками японских солдат, поскольку они не были свежими.
Британские исследователи продолжили изучение загадки Роопкунда, к ним присоединились и многие индийские ученые, которые выдвинули гипотезу о том, что останки могли принадлежать кашмирскому генералу Зоравару Сингху и его войску. Предполагалось, что люди заблудились и погибли в заснеженных Гималаях во время своего возвращения после битвы за Тибет, произошедшей в 1841 году.
Однако, вскоре и эта довольно правдоподобная версия была развенчана в пух и прах. Радиоуглеродные тесты костей, которые были сделаны уже позже, в 1960-х годах, полностью опровергли эту неплохую теорию. Эти исследования показали, что кости могли быть датированы любым периодом между 12 и 15 веками нашей эры.
Это побудило многих историков и археологов связать появление в озере трупов с неудачным нападением делийского султана Мохаммада Туглака на долину Гарвальских Гималаев.
Эпидемия, страшный ритуал или трагическая случайность?
Ряд ученых выдвинул версию, что затонувшие в озере скелеты - это останки жертв какой-то свирепствующей в то время эпидемии, разразившейся в окрестных гималайских деревнях. Некоторые антропологи также выдвигают теорию ритуального самоубийства. И только в 2004 году, когда объединённая группа ученых из Индии и Европы собралась в этом районе под эгидой канала National Geographic, на свет начала выходить пугающая правда об этой тайне.
Анализ ДНК разделил мертвых на две отдельные физические категории: одни были низкого роста, а другие значительно выше. Результаты проведенного анализа также показали, что тела принадлежали гораздо более раннему времени, чем считалось ранее. Современное радиоуглеродное датирование дает дату около 850 года нашей эры.
Трещины в затылочной части черепов указывали на то, что все эти люди умерли почти одновременно от смертельного удара по задней части головы. При этом эти травмы не были связаны с оползнем или лавиной, а были нанесены тупыми круглыми предметами размером с мячик для гольфа. Отсутствие повреждений какой-либо другой части тела означало, что удар был нанесен сверху.
Единственное правдоподобное объяснение того, что так много людей одномоментно получили такие специфические травмы, — это что-то, упавшее с неба, например ливень с градом.
И это не последняя странность в этой истории.
Дело в том, что непонятно, откуда в этой местности взялась такая большая группа людей, как они сюда попали?
Нет никаких исторических свидетельств существования какого-либо торгового пути в Тибет в этом районе.
Единственное объяснение можно дать следующее. Озеро Роопкунд расположено недалеко от пути важного паломничества в Нанда Деви, где праздники проводятся примерно раз в 12 лет.
И эта группа людей, трагически нашедших свое последнее пристанище на дне озера, численностью от 500 до 600 человек, скорее всего, была паломниками.
Можно предположить, что основная часть путешественников была из одного и того же района или местности, и они наняли группу проводников и носильщиков, знавших местность, чтобы перевезти свой багаж в высокие горы. Этим объясняется разница во внешнем облике и росте этих людей.
Придя к озеру, люди, вероятно, спустились по склонам за пресной водой, в то время как погода начала стремительно портиться, как это часто бывает в Гималаях на такой высоте. Не имея убежища в открытых горах, многие, а возможно, и все они погибли. Ледяная вода сохраняла их тела на сотни лет. У некоторых из них даже сохранились волосы и ногти, а также предметы одежды.
Проклятие местной богини
Возможно, кто-то из паломников избежал страшной участи, вернулся в ближайшую деревню и рассказал историю, ведь здесь сохранился интересный фольклор.
Так, традиционная песня местных гималайских женщин описывает богиню, настолько разгневанную на чужаков, осквернивших ее горное святилище, что она обрушила на них смерть, бросая градины, «твердые, как железо».
Эта песня вполне подтверждает еще одну теорию, которая утверждает, что в средневековую эпоху один местный король Канауджа Джасдхавал хотел отпраздновать рождение своего наследника и в честь этого события начал паломничество к горам Нанда-Деви в Гарвальских Гималаях. Но когда он и его люди поднялись к озеру, свита короля начала шуметь, петь и танцевать, празднуя радостное событие и забыв о суровости этих мест. Вскоре после этого на них обрушился гнев местного божества Лату в виде страшного града, и люди нашли свою кончину на берегах озера Роопкунд.
Возможно, все так и было?
Интересный факт
Кстати, название этого озера связано с легендами об индуистском боге Шиве и его супруге - богине Парвати.
Говорят, что в незапамятные времена, богиня была настолько очарована, глядя на прекрасное озеро, что отдала ему половину своей красоты. Другая легенда гласит, что, однажды Господь Шива и Богиня Парвати направлялись к своему дому на горе Кайлас. Парвати, которая только что убила могущественного демона, тиранизируюшего миры, хотела омыться после этого. Тогда Шива создал озеро, направив на ледники свой Трезубец и растопив им лед. Когда Парвати окунулась в кристально чистую воду, она увидела в водах озера свое прекрасное отражение. Отсюда и название озера — Роопкунд.
Амалия Тимофеева