В йоге существует четыре состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений и «турия». Турия – это просветленное состояние, контролирующее остальные и превосходящее их, то есть состояние истинного видения.
Чтобы понять феномен просветления, представьте, что все четыре состояния – это сон. Во сне все ощущения очень реальны, и мир во сне очень реален. Также во сне есть персонаж, который все это переживает и действует в этом сне.
Но вот кто-то начинает будить спящего человека, и человек просыпается в полной уверенности, что это его идея, это он сам решил проснуться. Куда в этот момент делся тот персонаж, который действовал во сне? Ведь он – не тот человек, который проснулся, и мир не тот, и реальность не та.
В чем тут секрет?
В том, что проснулся не персонаж, который действовал во сне, а реальный человек, никакого отношения к этому герою сновидений не имеющий. То есть между героем сновидения и реальным человеком есть разрыв, когда того, из сна, уже не было, а реальный человек себя еще не осознал.
Где было сознание человека в этот момент перехода? И кто руководил процессом просыпания?
Это и был тот, кто вне этих состояний сознания. Это тот, кого ищут, тот, кто реально существует. Можно сказать, что пробуждение случилось, но не кто-то пробудился, его в этот момент не было. Так и все в нашей жизни происходит само собой, без нашего на то разрешения. Именно этим наша жизнь похожа на сон. Все наши решения являются результатом сложнейших психо-химических процессов, происходящие в нашей системе, в результате которых возникает то или иное решение.
Поэтому можно сказать, что эти решения приходят откуда-то из неведомого нам центра управления. В таком случае, говоря «Я», мы присваиваем функции, нам в реальности не принадлежащие. Правильным было бы отказаться от личного местоимения единственного числа и обрести правильное понимание процесса жизни.
Г.Л.