На авторынке России наблюдается сдвиг в сторону китайских машин, однако покупка автомобилей по приемлемой цене становится все сложнее для потребителей. Дефицита не наблюдается, однако привычные представления о комфорте и надежности автомобиля с трудом удовлетворяются на текущем рынке. Рассмотрим, какие факторы влияют на ситуацию и что ждет покупателей авто в ближайшем будущем.
Согласно прогнозам аналитиков, в 2024 году отечественный авторынок собирается набрать оборот, увеличившись на 24% до 1,3 млн проданных единиц. Оптимистичный сценарий предполагает рост на 36%, достигнув отметки в 1,48 млн автомобилей, в то время как пессимистичный говорит о снижении на 9% до 900 тыс. машин.
Китайские автопроизводители в свою очередь планируют увеличить объемы продаж до 1,2 млн штук. Автопроизводители России прогнозируют рост производства до 660 тыс. единиц. Одновременно, 53,1% респондентов, опрошенных "Автостатом" в партнерстве с "Авто Mail.ru", готовы стать обладателями китайского автомобиля, что значительно выше показателя в 6,4% пять лет назад.
Существует несколько причин для такого выбора, среди которых - отсутствие альтернативы и давление санкций на рынок автомобилей. Несмотря на рост интереса к китайским машинам, 28% покупателей пока не готовы приобрести автомобиль из Китая. Однако эксперты отмечают серьезную работу, проведенную китайскими производителями над качеством своей продукции, что стимулирует спрос на нее.
Следует отметить, что помимо отсутствия привычного ассортимента и давления экономических факторов, таких как высокая ключевая ставка, колебания валютного курса, санкции и регулирующие меры правительства, значительная часть покупателей сталкивается с недоступностью автомобилей по цене. В связи с чем, 34% потенциальных покупателей решили временно отложить покупку, надеясь на снижение цен, а 27% собираются обратиться на вторичный рынок.
И хотя решение правительства РФ об уточнении размера платежа за ввоз автомобилей из стран ЕАЭС может ограничить покупки автомобилей через параллельный импорт, оно, согласно представителей отрасли, должно способствовать защите внутреннего авторынка и стимулировать интерес к продукции отечественного автопрома.
Таким образом, покупка автомобилей в России усложняется из-за разнообразных факторов, включая экономические и политические. Потребители вынуждены искать альтернативы в виде китайских автомобилей и вторичного рынка, однако дальнейшее развитие событий на рынке автомобилей России зависит от многих факторов, включая динамику экономики и законодательные изменения.