Найти тему
Александр Седов

Английский киноман о советских фильмах "Капитан Немо" и "Приключения Электроника"

Ранее я знакомил читателей с отзывами Дэйна Уорралло (из Великобритании) на мультфильм "Тайна третьей планеты" и фильм "Лиловый шар". Фантастический мир Кира Булычёва и его героиня Алиса Селезнёва отчего-то приглянулась жителю туманного Альбиона. И хотя у автора суховатая манера изложения, он обращал внимание на интересные детали и отмечал, так сказать, эстетическую концепцию обоих экранизаций - стиль, особенности изображения и прочие визуальные эффекты. И это объяснимо. Дэйн Уорралло - дипломированный художник и автор комиксов. В своём блоге он каждую пятницу освещает тот или иной фильм приключенческого и фантастического жанра. Художники тоже могут быть скупы на эмоции, но при этом обладать системным мышлением.

На этот раз обратимся к двум его отзывам на фильмы "Капитан Немо" (реж. В. Левин, 1975) и "Приключения Электроника" (реж. К. Бромберг, 1979). Нечасто под рецензирование на Западе попадает советский кинематограф, адресованный детям. А здесь ещё такой редкий случай, когда рецензент старается не выпячивать своё субъективное "я". Судить, так сказать, по гамбургскому счёту - или, если вспомнить, в каком городе автор защищал магистерскую работу, по бирмингемскому. Разумеется, в представленных отзывах найдётся с чем поспорить, особенно горячим фанатам этих фильмов.

-2

"Капитан Немо" в аквариуме и в океане

автор: Дэйн Уорралло (Dane Worrallo) Великобритания - март 2022 г.

ссылка на английский оригинал - https://www.daneworrallo.com/2022/03/04/496-captain-nemo-1975/

«Капитан Немо» — трёхсерийный телевизионный фильм 1975 года, экранизация романа Жюля Верна «20 000 лье под водой». Сюжет фильма довольно близко повторяет литературный первоисточник: профессора Аронакса, его слугу Конселя и гарпунёра Неда Ленда выбрасывает за борт корабля, их спасает капитан Немо и его подводная лодка «Наутилус». Так начинается серия приключений, в которых пленники вместе с Немо исследуют мировой океан и его обитателей. Продолжительность фильма – почти три с половиной часа, в нём воссоздана обстановка и воспроизведены персонажи романа. Но опущены некоторые из наиболее фантастических частей истории (исследование Атлантиды и т. д.), что, кажется, вполне обоснованным, – подобное происходит во многих экранизациях, так что в этом нет ничего особенного.

При такой продолжительности фильм кажется слишком приземлённым, ему не хватает разнообразия – пленники заперты на «Наутилусе», за исключением странной экскурсии под водой. Таким образом, приключенческий аспект несколько упрощён. В фильме более подробно рассказано о прошлом Немо и страданиях его семьи и народа от колониальных войск. В романе вопрос о национальности военнослужащих объяснялся довольно двусмысленным образом, в фильме они идентифицированы как британцы; что можно считать верным решением, поскольку Немо, по всей видимости, принц в Индии, а она как раз находилась под оккупацией британских войск. В фильме также критикуется завоевание инков испанцами. Напрашивается мысль: поскольку фильм снимали в Советском Союзе, его создатели были склонны к тому, чтобы продемонстрировать жестокость западного колониализма и назвать причастные к этому страны.

-3

Все образы героев в фильме переданы верно, их личности никак не изменены, да и нет такой необходимости: Аронакс – проницательный учёный-аналитик, его слуга Консель исполняет функцию комического героя (впрочем, по сравнению с другими версиями не так нарочито, здесь его комизм более приглушён), а Нед Ленд — отважный, вспыльчивый тип, который прямо контрастирует с рациональным Аронаксом и стоическим Немо. Персонажи изображены очень хорошо с точки зрения их сильных качеств, но герои кажутся излишне приземлёнными, они не развиваются, оставаясь на своих исходных позициях. Как и в романе, а, впрочем, как во всём творчестве Жюля Верна, здесь заметно отсутствие женских персонажей; единственная героиня — жена Аронакса, которую мы видим в редкие моменты, например, когда она получает известия о судьбе своего пропавшего мужа.

-4

Действие фильма происходит в самых разнообразных местах: эпизоды-воспоминания, связанные с Индией и Францией, кажутся аутентичными и живыми. Декорации «Наутилуса» предельно детализированы, в них много чего происходит, и поскольку они всё время маячат перед глазами, у вас может сложиться впечатление, что вы тоже в плену на «Наутилусе». Водолазные костюмы, использованные в сценах прогулки по океану, подозрительно похожи на скафандры, что вынуждает меня думать о них как об остатках реквизита из другого научно-фантастического фильма (вероятно, того, который я когда-то пересматривал). Подводные эпизоды представляют собой комбинацию хроникальной съёмки под водой и крытого бассейна, играющего роль океана, но выглядит довольно прилично.

В целом «Капитан Немо» является достойной экранизацией популярного романа. И хотя в фильме довольно точно переданы персонажи и обстановка, ему не хватает духа приключений и более фантастических элементов, которые имеют решающее значение для успеха истории. Очевидно, создатели вложили много труда и изобретательности в свою версию, и смотрится она весьма солидно. Однако, если вам нужен оптимальный кинематографический опыт, возможно, вам лучше присмотреться к другой версии (а их много).

-5

Электроник без недостатков

автор: Дэйн Уорралло (Dane Worrallo) Великобритания - август 2022 г.

ссылка на английский оригинал - https://www.daneworrallo.com/2022/08/05/518-the-adventures-of-electronic-1979/

«Приключения Электроника» — советский трёхсерийный мини-сериал 1979 года. В начале истории нам представляют Электроника, мальчика-робота, созданного профессором Громовым, выглядит он совсем как человек, точнее – копирует внешность обычного мальчика по имени Сергей, фотография которого публиковалась на обложке журнала. Однажды они сталкиваются друг с другом, и у каждого из них возникает идея поменяться местами: Электроник согласен поработать над успеваемостью Сергея в школе, а взамен получает возможность стать человеком; и за этим, естественно, следуют всякие недоразумения.

Эта история, очевидно, представляет собой комбинацию «Пиноккио» и «Ловушки для родителей», хотя я не уверен, насколько оба произведения были доступны в Советском Союзе в 1979 году. На протяжении трёх серий случаются разные вещи. Поскольку фильм адресован детям, угрозы и опасности в нём находятся на весьма умеренном уровне, в общем, фильм довольно безвреден. В сериале больше внимания уделено юмору, приключениям и периодическим музыкальным номерам, и, на мой взгляд, на момент выхода фильма это было весёлое и занимательное приключение для детей. История не раскрывает весь диапазон возможностей, заложенных в ней, и часто кажется повторением вышеупомянутых «Пиноккио» и «Ловушки для родителей», но для таких рода фильмов и сериалов и не требуется быть новаторским. Темп довольно стабильный, персонажи развиваются равномерно, и по ходу игры добавляются новые элементы для поддержания интереса, словом, в фильме сделано всё, как нужно.

-6

Пока Сергей и Электроник занимаются своими махинациями, международная преступная группировка шпионит за профессором Громовым. Узнав о существовании Электроника, её босс начинает планировать его похищение, с намерением использовать способности Электроника для совершения крупного ограбления. Как уже упоминалось, злодеи и опасности не слишком опасны, поскольку сериал предназначен детям, но они добавляют немного азарта. Сергея и Электроника играют настоящие близнецы, но их голоса озвучены разными людьми. Остальные актёры играют второстепенные роли, однако их появление заметно оживляет действие, прибавляет сценам энергетики, например, банда детей, с которой Сергей и Электроник тусуется, иногда совместно с учителями и даже с собакой, ставшей, в конце концов, участником детской команды. Узнаваемые сцены школы и детского клуба также укореняют фильм в очень специфической обстановке, вокруг которой вращаются приключения героев, и представляют собой прочный каркас. Добавьте сюда персонажей, которые включены в активное взаимодействие с меняющимися элементами истории, и получите хорошо сбалансированную историю.

-7

Сериал, по-видимому, был очень популярен в год выхода на экран, и, кажется, легко понять, почему: он следует проверенным и зарекомендовавшим себя сюжетным формулам, да и сделан хорошо, с хорошей операторской работой и крепкой актерской игрой по всей шкале. Трудно найти в нём какие-либо существенные недостатки, учитывая, что он нацелен на юную аудиторию и не претендует на новаторство. В целом, «Приключения Электроника» дарит три часа увлекательного просмотра, так как в фильме найдена правильная интонация. Однако фильм явно не прошёл проверку временем, поскольку сильно привязан ко времени и месту, где был снят. Некоторые элементы этой истории практически неподвластны времени, но туда не добавлено ничего оригинального, чтобы фильм стал достоин современного просмотра.

-------------------

другие мои статьи и переводы: Английский киноман про Алису Селезнёву / "Хронос": Кир Булычёв на большом экране / Французский зритель о фильме "Лиловый шар" и Алисе Селезнёвой / Игорь Масленников, режиссёр "Шерлока Холмса", так и остался неразгаданным / Будет ли киномузыка снова великой? / Есть кеце, дядя Вова! Зарубежный отзыв на "Кин-Дза-Дзу" / Американский зритель о "Тайне Третьей планеты" / 35 лет фильму "Гостья из будущего" / Штирлиц в будуаре. Заметки о киноцензуре / и т.д. -- -- вознаградить за публикацию: моя карта Сбербанк - 4817 7602 8381 4634 - Или здесь https://yoomoney.ru/to/410011142676475