Большинство статей на православную тематику описывают широко известные достопримечательности. Мы решили опубликовать цикл статей, знакомящих читателя с не такими знаменитыми, но значимыми в духовной жизни России храмами, монастырями и местами паломничества. Сегодня речь пойдёт об уникальном явлении в русском православии — Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной Елизаветой Федоровной, вдовой убитого террористами Великого Князя Сергея Александровича.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Великий князь Сергей Александрович, дядя императора Николая II, был убит в 1905 году. Это событие косвенно повлияло на создание самого необычного в России монастыря. Елизавета Федоровна стала свидетельницей первых минут после убийства. Она лично руками собрала останки мужа — тела уже не существовало, оно было разорвано взрывом бомбы. Это травма привела и без того религиозную Княгиню к подвижнической жизни.
Причиной убийства была не только принадлежность Великого Князя к царской семье, но и то, что он был авторитетом для солдат, рабочих бедняков; фактически — конкурентом революционерам. Во время службы на посту генерал-губернатора Москвы Сергей Александрович создал эффективные организации взаимопомощи для рабочих. Они работали во взаимодействии с полицией. При отсутствии реакции на заявления рабочих о невыплате жалования или эксплуатации, полиция принимала меры вплоть до высылки фабрикантов из города. При этом Князь, естественно, был ярым сторонником абсолютной монархии. Благодаря подобной политике он стал врагом и революционеров, и буржуазии.
Вероятно, Великий Князь был врагом не только целых сословий. В книге "The fall of the Romanoffs" ("Падение Романовых"), изданной в Лондоне в 1918 году, Герберт Дженкинс писал: "... Предательское участие Азефа, одного из самых ценных секретных агентов полиции, в организации этих убийств (Плеве и Великого Князя Сергея Александровича) не вызывает ни малейших сомнений." Версия о личном приказе Николая II не рассматривается историками и мы не будем ее развивать из-за отсутствия четких исторических свидетельств.
Вернемся к Марфо-Мариинской обители. Монастырь был посвящён святым Марфе и Марии, сестрам Лазаря Четырёхдневного, которого Иисус воскресил через четыре дня после смерти. Святой Лазарь упоминается в 11 главе Евангелия от Иоанна. Марфа и Мария символизируют два вида духовного пути: деятельный и молитвенный. По Евангелию, когда Иисус, еще при жизни Лазаря, пришел в гости к его семье, Марфа устроила праздничный ужин в его честь, в приготовлении которого Мария не принимала участие, вместо этого она, не отвлекаясь, слушала проповедь Иисуса.
Сестры Марфо-Мариинской обители милосердия сочетали и молитвенный, и деятельный пути. Обитель начала служение 10 февраля (по старому стилю) 1909 года. Монастырский храм проектировал академик А. В. Щусев, росписи были сделаны художником Михаилом Нестеровым. Обитель была построена на личные средства Великой Княгини. После смерти мужа она отказалась от своих украшений, распродав их. На эти деньги и был выстроен монастырь.
Об этом в своих воспоминаниях рассказал сам Нестеров, добавив при этом: "Таким образом, мы с Щусевым призваны были осуществить мечту столько же нашу, как и Великой Княгини. …Смета была мною составлена очень небольшая… В алтаре, в аспиде (выступ в здании, конкретно в этом случае — выступ в алтаре — прим. автора) храма, предполагалось изображать "Покров Богородицы", ниже его "Литургию ангелов". На пилонах по сторонам иконостаса — "Благовещение", на северной стороне — Христос с Марфой и Марией", на южной — "Воскресение Христово". На большой пятнадцатиаршинной стене трапезной или аудитории — картину "Путь ко Христу".
В этой картине Нестеров хотел добавить то, что упустил в "Святой Руси". Дело в том, что, после ее написания Нестеров получил огромное количество писем. Один солдат обратил его внимание, что среди персонажей не было образа солдата. Получалось, что художник символически исключил из русского народа целое сословие.
Первый вариант картины "Путь ко Христу" был испорчен по вине помощника. В итоге она была была написана на огромной медной пластине. На картине изображены люди, которые с трудом идут навстречу приближающемуся Христу, а сестры обители помогают им.
В росписи иконостаса Щусев и Нестеров не были солидарны: первый планировал сделать ее в стиле старинных новгородских икон, но Нестеров взбунтовался и написал письмо Великой Княгине, которая позволила ему принимать решение самостоятельно.
Устав обители отличался от обычного: сестры должны были не только нести монашеское служение, но и заниматься благотворительностью и медицинской помощью. Медицинская подготовка в монастыре была на таком высоком уровне, что значительная часть прошедших ее девушек стали сестрами милосердия, а сама Великая Княгиня часто ассистировала при операциях в московских больницах. Ее мастерство было таково, что было известно не только в православных, но и профессиональных медицинских кругах.
Насельницы обители давали монашеские обеты временно. По прошествии нескольких лет они, при желании, имели право вернуться в мир.От обычных монахинь они отличались даже цветом одежды: вместо привычного для монахов черного носили серое для работы и белое — для посещения богослужений. Это тоже не было принято: символика черного в монашеском одеянии означает отречение от мира. Сестры обители не были монахинями в строгом значении этого слова, так как монашеские обеты даются пожизненно. Такая непривычная форма служения была встречена в штыки частью церковных иерархов: кто-то усматривал в этом влияние протестантизма, в котором была воспитана Княгиня, кто-то обвинял ее в возрождении института диаконисс, что глупо: сестры обители не прислуживали в алтаре, как диакониссы древности. Великая Княгиня советовалась об этом с несколькими православными старцами, которые благословили создание обители. Святейший Синод одобрил устав, тем не менее, слухи и неодобрение продолжали расти.
Несмотря на неприятные разговоры, обитель начала действовать. Здесь воспитывались сироты, получая медицинское образование; в монастырской больнице оказывалась помощь заболевших, травмированным и умирающим.
После прихода к власти большевиков Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию и 7 марта 1918 года была арестована латышскими стрелками — никто из русских не посмел поднять на нее руку, пришлось привлекать иностранцев. Спустя недолгое время, Великая Княгиня, вместе с другими представителями царской семьи, была убита возле города Алапаевск. Обитель была закрыта большевиками в 1928 году. Примечательно, что коммунисты не стали закрывать обитель сразу после победы, продолжая пользоваться высококачественной на тот момент медицинской помощью, и закрыли монастырь только когда спала острая необходимость в дополнительной больнице.
В 1990 году на территории монастыря был установлен памятник его первой настоятельнице. В 1992 обитель была возвращена Церкви.
Автор статьи: Татьяна Поденкова
________________________________________________________________________
Наш телеграмм-канал:
________________________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊