Найти тему

Хочу.Могу.Надо. Разбираем три составляющих учебной мотивации ребёнка.

фото из открытого доступа
фото из открытого доступа
"Он не хочет учиться. У него нет интереса к учёбе"

- так часто говорят родители и педагоги при появлении у ребёнка трудностей в учёбе.

Эту проблему можно отнести к вопросу об учебной мотивации.


Мотивация - это внутреннее, эмоциональное состояние, которое побуждает человека к действию, направляет на достижение цели!


Можно рассмотреть мотивацию с позиции трёх составляющих:
Интерес, Статус, Польза - "Хочу", "Могу", "Надо"!

"Хочу" - это интерес, любопытство, любознательность, увлечённость, радость, свобода. "Хочу" - одна из первых "функций воли", которые появляются у человека с момента рождения. Поначалу у нас только "хочу" - есть хочу, спать хочу, пить хочу, т.е. удовлетворение своих потребностей. Я хочу, я получаю, я испытываю удовольствие ...
фото из открытого доступа
фото из открытого доступа
"Могу" - это возможность, способности и склонности, потенциал, успех, достижения. Для маленького ребёнка слова "я хочу" и "я могу" практически равнозначны: "Я хочу, и мои желания исполняются, значит я могу получить то, что хочу". В три года (кризис трёх лет) происходит конфликт "я хочу" и "я могу" - горькое осознание того, что не всё, что я хочу, я могу получить.
С "могу" обычно связывают самооценку. Есть желание - видим цель. Если цель достигнута, то остаётся чувство удовлетворения и желание двигаться дальше. Если цель выбрана неправильно, то преобладает разочарование: "Ну могу. И зачем? Оно мне надо?"
фото из открытого доступа
фото из открытого доступа
"Надо" относят к взрослости. Реальное, ответственное осознание человека. "Надо" - это труд, преодоление, обязательства, ответственность, т.е. должествование.
"Должествование" может выражаться по разному:
1. "Надо" - сам факт "давления" неизбежно провоцирует конфликт между "надо" и "хочу".
2. " Я должен"- это обязательства, которые я сам принял. Я должен буду сделать.
3. "Мне надо"- очень мощная штука! С одной стороны, вроде "надо", с другой - это же мне надо, я этого хочу.

фото из открытого доступа
фото из открытого доступа

Относительно учёбы данная триада расшифровывается так: " хочу"- мне интересно учиться, "могу"- я учусь по способностям, "надо"- значит "так принято, такие правила".

Все родители хотят, чтобы их дети были мотивированы, заинтересованы в учёбе. Что может родитель? Видеть понимать в каком состоянии пребывает ребёнок, умеет ли он "управляться" со своими "хочу, могу, надо".

Развивать любознательность ребёнка, его интересы, развиваться вместе с ним, быть ему помощником и соратником!

фото из открытого доступа
фото из открытого доступа