Продолговатый ящик о фильме «Крецул», сюжет которого основан на реальной истории молдавского и российского спортсмена, паралимпийского чемпиона по дзюдо Олега Крецула.
Жанр: Биография, драма, спорт
Автор Сценария и режиссёр: Александра Лихачёва
В ролях: Никита Волков, Сергей Волков, Владимир Гарцунов, Ольга Софрикова, Ион Мокану, Максим Севриновский.
Продолжительность: 1 час 44 минуты
Производство: Россия
Год: 2023
«Крецул» — дебютный игровой полный метр документалистки Александры Лихачёвой, основанный на реальной истории молдавского и российского спортсмена, паралимпийского чемпиона по дзюдо Олега Крецула – в фильме он выступил консультантом – и его друга и тренера Виталия Глигора. В результате получилась нетривиальное по форме и содержанию спортивное кино.
На дворе конец 90-х. Олег Крецул (Никита Волков) — подающий большие надежды дзюдоист. Шумный, энергичный, полный жизни, он возвращается в родной город после первых крупных международных соревнований. Возвращается с чемпионской медалью и подарками для друзей, среди которых скромный, сдержанный Виталий Глигор (Сергей Волков). Он тоже дзюдоист, мечтающий, как, наверное, и все, с помощью спорта выбраться из однотонной, безработной и безденежной реальности того времени.
Вернувшись с Олимпиады, Крецул женится на любимой. Лихачёва меняет съёмку ручной камерой на стилизацию под домашнее видео, где, знакомый каждому зрителю, выросшему на постсоветском пространстве, ритуал — выкуп невесты. А на свадьбе звучат тосты о блестящих перспективах жениха в спорте и в жизни.
Буквально на следующий день молодожёны попадают в страшную автомобильную аварию, в результате которой супруга погибает, а Олег навсегда лишается зрения. Глигор не оставляет друга в темноте, один на один с горем, и, отодвинув в сторону собственные мечты о переезде в Европу, в прямом смысле за руку поведёт друга к новым победам в составе паралимпийской сборной.
Фильмов с подобной завязкой — великое множество. Он мог запросто пойти проторенным путём духоподъёмных спортивных драм про то, как герой не сломался, а, вопреки горьким обстоятельствам, стал только сильнее. И ещё показал зрителю, что все мы так тоже можем.
Но Александра Лихачёва пришла в игровое кино из документалистики, оттого выбрала иной подход. Спорт у неё, конечно, есть, но идёт фоном — хоть и основной ареной происходящего, но декорацией. В первую очередь постановщицу интересуют отношения между друзьями. Нет, здесь не будет подпольной омертвелости «сокуровских философов»: найдется место и кадрам соревнований и сценам волевых тренировок главного героя.
Примечательно, что женщина-режиссёр умело передаёт взаимоотношения героев, делая это очень по-мужски. Парни-спортсмены не привыкли к яркому проявлению эмоций и откровенным разговорам. Поэтому актёрская игра здесь выстроена «от обратного» — на полутонах, а диалоги будто бы состоят из одних острот да подшучиваний друг над другом. Бойкие «пацанские» разговорчики — своеобразная маскировка, лекарство от падения духом. Разговоры эти ни о чём и о самом главном. Обрывки диалогов, ссоры и подбадривающие крики, безрадостные вести из дома и счастливые воспоминания из прошлого. А в кадре — скрипучие раздевалки спорткомплексов, автобусы, пустынные пляжи. Киношная иллюстрация песенки «Если с другом вышел в путь».
Дуэт Никиты и Сергея Волковых — однофамильцев, однокурсников, игравших вместе в одном театре — выстроен на тонких материях. Они блестяще справляются с ролями достаточно суровых ребят, находящихся в пространстве непростого времени и жесткой спортивной дисциплины. Они не кричат, когда нечего есть, некуда уехать, ничего не видно и опускаются руки. Они не разыгрывают полных драматизма диалогов, не рвут связки, перекрикивая музыкально-патриотический грохот оркестра, как это бывает в блокбастерах. Это вообще негромкая история о дружбе, которая проходит серьёзные, кажущиеся непосильными испытания. О дружбе, в котором место не только светлому, но и горькому, злому: так, Виталий в сердцах однажды предлагает Олегу заменить себя тростью — устал «нянчиться». Виталий, абсолютно преданный Олегу, порой чувствует себя задвинутым на второй план, угодившим в ранг прислуги, а Олег бунтует против постоянного контроля.
Но всё-таки перед нами далеко не высокобюджетное кинополотно с супергеройским размахом. К сожалению, причём. Прорехи финансирования проступают со всех сторон, вызывая при просмотре пусть не раздражение, но досаду — обиду за создателей картины. Имея на руках такую крепкую и сильную драматургию, реализуется это буквально методом «по сусекам наскребла». Александра Лихачёва, спасая проект мастерством бывалого документалиста, даже использует операторский трюк, который называют «кино затылков». В контексте истории об ослепшем спортсмене этот приём не ради бессмысленной артхаусной художественности, а для физической, даже физиологической плотности кадра. Здесь жизнь на ощупь, размытое затемнённое изображение вместе со стилизованными под кассетные записи сценами придают всему фильму столь необходимую документальность. Ход крутой, но хотелось картинки посочнее, пожирнее.
«Крецул» — несовершенное, но эмоциональное кино. Байопик редкой смелости, который был снят при непосредственном участии всё ещё здравствующих прототипов. Уровня христианской притчи эта история не достигает, но о сильных чувствах настоящей мужской дружбы говорит внятно, что теперь редкость в бесконечно рефлексирующем авторском кино.
Фильм уже доступен онлайн на платформе «КиноПоиск HD».
Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.
Этот и другие обзоры на сайте Alterlit.ru